Абстрагирование
"под абстрагированием будет пониматься выбор определенных структур из более сложной структуры формы ПЕРЦЕПТИВНОГО ОБРАЗА, который может сохранять определенную часть ментальной характеристики, или же выбор определенных черт ментальной характеристики, сопровождаемых некоторой формой, как правило, являющейся подструктурой формы перцептивного образа. Таким образом, абстрагирование сводится к выбору некоторых подструктур из двух рядов структур (формы и ментальной характеристики) перцептивного образа, что может объясняться вторичной заменой одной из частей образа соответствующей частью другого образа. ... Процесс абстрагирования происходит при двойном членении перцептивного образа - членении на воспринимаемую форму и связанную с ним вербальную характеристику. . . .

Перейдем теперь к более детальному анализу возможных типов и приемов абстрагирования. . . .
1. Самым примитивным приемом абстрагирования (одновременно будем говорить о типе абстрагирования) является выбор представителя класса перцептивных образов. . . .
2. Отбрасывание (или пропуск) фрагментов любого рода из формы перцептивного образа представляет собой один из важнейших приемов абстрагирования, общий всем видам и направлениям изобразительного искусства. Любое художественное изображение есть "сокращенный" перцептивный образ.
3 Деформация пространственной структуры в форме перцептивного образа, в частности, разложение предмета на элементарные компоненты. . . .
4. Изменение относительных размеров предметов в изображении, а именно, увеличение некоторых из объектов. ...
5. Цветовая деформация (сдвиги в цветовой шкале). . . .
6. Аналогичным образом деформация тона при изображении. . . .

Наряду с выбором, сокращением и деформацией к элементарным типам абстрагирования следует отнести также СИМВОЛИЗАЦИЮ, или символический перенос . . . В некоторых отношениях удобно представить дело так, как если бы все акты абстрагирования и переноса осуществлялись в пределах едтного пространства, которое можно назвать п р о с т р а н с т в о м а б с т р а г и р о в а н и я. Пространство абстрагирования включает в себя иерархию перцептивных форм, иерархию языковых значений, а точками пространства являются пары вида "форма-значение". . . . З а к о н п р я м о й п р о п о р ц и о н а л ь н о с т и: ч е м с л о ж н е е м е н т а л ь н а я х а р а к т е р и с т и к а, т е м с л о ж н е е ф о р м а п е р ц е п т и в н о г о о б р а з а и л и, с о о т в е т с т в е н н о, ч е м э л е м е н т а р н е е х а р а к т е р и с т и к а, т е м э л е м е н т а р н е е ф о р м а и наоборот. . . .

В области ментальной характеристики намечаются следующие функции абстрагирования:

(а) общность идей, например, "человек вообще" вместо "конкретный человек", ведет к тому, что "изображение" понимается или принимается более широким кругом зрителей ... ,

(б) Обобщенность произведения связывается с идеей г л у б и н ы. Особенность (а) назовем к о м м у н и к а т и в н о й ф у н к ц и е й абстрагирования. Особенность (б) назовем ф у н к ц и е й п р о н и к н о в е н и я абстрагирования. Особенность (б) роднит абстрагирование в плане ментальной характеристики перцептивного образа с основной чертой научного абстрагирования - общепримененность закона коррелирует с его глубиной. В плане формы перцептивного образа функции абстрагирования иные. (а) Невозможность полного воспроизведения формы перцептивного образа в изображении невольно имеет следствием непреднамеренное абстрагирование соответствующего рода. Этот фактор обычно не осознается, он связян с ограничениями восприятия и памяти. (б) Абстрагирование от формы перцептивного образа прокладывает путь к эстетической игре, состоящей в оценке структурной сложности произведения и в соотнесении ее, т.е. оценки сложности, некоторым простым прочтениям этой структуры (ср. Г. Биркгоф). ...Назовем особенность (а) о г р а н и ч е н н о с т ь ю п е р ц е п ц и и и п а м я т и (быстродействующей памяти). Назовем особенность (б) ф у н к ц и е й э с т е т и ч е с к о й и г р ы." [Ю.К.Лекомцев, XI, (1979), 122-142; 11.6.]

Алфавитный указатель