Перейдем теперь к более детальному анализу возможных типов и приемов
абстрагирования. . . .
1. Самым примитивным приемом абстрагирования (одновременно будем говорить
о типе абстрагирования) является выбор представителя класса перцептивных
образов. . . .
2. Отбрасывание (или пропуск) фрагментов любого рода из формы перцептивного
образа представляет собой один из важнейших приемов абстрагирования, общий
всем видам и направлениям изобразительного искусства. Любое художественное
изображение есть "сокращенный" перцептивный образ.
3 Деформация пространственной структуры в форме перцептивного образа,
в частности, разложение предмета на элементарные компоненты. . . .
4. Изменение относительных размеров предметов в изображении, а именно,
увеличение некоторых из объектов. ...
5. Цветовая деформация (сдвиги в цветовой шкале). . . .
6. Аналогичным образом деформация тона при изображении. . . .
Наряду с выбором, сокращением и деформацией к элементарным типам абстрагирования следует отнести также СИМВОЛИЗАЦИЮ, или символический перенос . . . В некоторых отношениях удобно представить дело так, как если бы все акты абстрагирования и переноса осуществлялись в пределах едтного пространства, которое можно назвать п р о с т р а н с т в о м а б с т р а г и р о в а н и я. Пространство абстрагирования включает в себя иерархию перцептивных форм, иерархию языковых значений, а точками пространства являются пары вида "форма-значение". . . . З а к о н п р я м о й п р о п о р ц и о н а л ь н о с т и: ч е м с л о ж н е е м е н т а л ь н а я х а р а к т е р и с т и к а, т е м с л о ж н е е ф о р м а п е р ц е п т и в н о г о о б р а з а и л и, с о о т в е т с т в е н н о, ч е м э л е м е н т а р н е е х а р а к т е р и с т и к а, т е м э л е м е н т а р н е е ф о р м а и наоборот. . . .
В области ментальной характеристики намечаются следующие функции абстрагирования:
(а) общность идей, например, "человек вообще" вместо "конкретный человек", ведет к тому, что "изображение" понимается или принимается более широким кругом зрителей ... ,
(б) Обобщенность произведения связывается с идеей г л у б и н ы. Особенность (а) назовем к о м м у н и к а т и в н о й ф у н к ц и е й абстрагирования. Особенность (б) назовем ф у н к ц и е й п р о н и к н о в е н и я абстрагирования. Особенность (б) роднит абстрагирование в плане ментальной характеристики перцептивного образа с основной чертой научного абстрагирования - общепримененность закона коррелирует с его глубиной. В плане формы перцептивного образа функции абстрагирования иные. (а) Невозможность полного воспроизведения формы перцептивного образа в изображении невольно имеет следствием непреднамеренное абстрагирование соответствующего рода. Этот фактор обычно не осознается, он связян с ограничениями восприятия и памяти. (б) Абстрагирование от формы перцептивного образа прокладывает путь к эстетической игре, состоящей в оценке структурной сложности произведения и в соотнесении ее, т.е. оценки сложности, некоторым простым прочтениям этой структуры (ср. Г. Биркгоф). ...Назовем особенность (а) о г р а н и ч е н н о с т ь ю п е р ц е п ц и и и п а м я т и (быстродействующей памяти). Назовем особенность (б) ф у н к ц и е й э с т е т и ч е с к о й и г р ы." [Ю.К.Лекомцев, XI, (1979), 122-142; 11.6.]