Активное пространство

"Обратимся к древнему искусству - к византийской и древне-русской живописи. Здесь целый ряд особенностей формы. . . . Мы имеем в виду всякие зрительные деформации, сдвиги и т. д. . . . Такие особенности формы являются следствием совмещения двух или нескольких точек зрения. Это приводит к "развернутому" изображению или к формам так называемой "обратной" перспективы. . . . По характеру формы изображений мы заключаем, что динамика (или расщепленность) позиции осуществлялась в двух взаимноперпендикулярных направлениях - горизонтальном и вертикальном. Отсюда развернутость боковых граней - правой и левой, верхней и нижней. . . . Надо всем главенствует образ, задуманный художником, определяя свое темпоральное и пространственное выражение. В условиях расширенного пространственно-временного охвата и замедленности темпов возникает сфера чистого образа. Всякое подлинное произведение живописи - есть приближение к такой сфере. Анализируя формальные особенности живописного произведения (на примере всякого рода деформаций и композиционных структур), мы найдем множество доказательств в пользу явления кривизны пространства живописи. Такое пространство мы будем называть активным или деформирующим. [Л.Ф.Жегин, 1 Шк, (1964), 41-43; 24.18.]

Алфавитный указатель