"<Кодирующее устройство>, порождаемые которым тексты (включая и "тексты поведения") рассматривают антонимы как синонимы, т. е. в принципе не дают возможности определить, какой из 2-х дополнительных элементов будет введен в текст. Если в других случаях данной модели культуры свойственно строгое разграничение высокого и низкого, святого и греховного, добра и зла, то при введении амбивалентного кода эти пары, оставаясь носителями самостоятельных значений, не различаются при выборе, и предсказать, какой из элементов каждой пары попадет в данный текст, с точки зрения "данной машины" - невозможно.
Механизм введения амбивалентного кода следующий: как известно, одновременные оппозиции, т. е. оппозиции, имеющие общее структурное ядро и противопоставленные дифференциальные элементы, нейтрализуются на следующем уровне. ... В тексте образуется некоторая неопределенность - непредсказуемое смешение полярно противоположных элементов. ...
Такое внесение неопределенности в строго детерминированную систему сообщает ей необходимый резерв внутренней вариативности." (См. КОД, МОДЕЛЬ КУЛЬТУРЫ I") [Ю.М.Лотман, Статьи 2, (1973), 92-93; 29.0.]