Первый тип поведения (представления идеальной ситуации) можно условно назвать "концептуальным"; между тем, второй тип условно может быть назван "ритуалистическим".
Итак, ритуалистическое представление - конкретно, реально; оно мыслится в конкретных словах, замена которых на синонимичные часто может быть невозможна (т. е. может разрушить все представление); оно состоит из конкретных кусков реальности (обычно - прошлого), как-то более или менее произвольно соединенных.Концептуальное представление - абстрактно, умозрительно; оно мыслится в абстрактных концептах (например, в семантических множителях); оно состоит из абстрагированной, очищенной реальности (обычно - настоящего)
Иными словами, можно сказать, что ритуалистическое представление мыслится в знаках, т. е. в единицах означающего (которые предполагаются вызывающими соответствующее содержание), а концептуальное представление мыслится в единицах означаемого (т. е. в единицах, относящихся непосредственно к содержанию, которое имеется в виду). . . .
Можно сказать, что те глубинные персонологические различия, которые в плане выражения проявляются в виде концептуального и ритуалистического типов аналитического поведения, в плане установки выступают как различия негативного и позитивного типов. . . .
В плане восприятия и оценки реальной ситуации можно констатировать два типа поведения, связанные с большей или меньшей склонностью к персонологизации, которая может наблюдаться у разных людей. . . . В одном случае мы наблюдаем склонность приписывать ту или иную характеристику человека ситуации, в которую он попадает (т.е. с в о й с т в о зависит от м е с т а, в котором он находится); в другом же случае - ситуация, в которой он находится, рассматривается как результат его общей персонологической характеристики (то есть м е с т о зависит от с в о й с т в а). Соответственно, можно говорить в данном случае о ситуативном и персонологизирующем типах поведения.
Это различие особенно ярко прослеживается в таких крайних случаях, описанных в литературе, как "конец света" . . . или "пир во время чумы". Здесь характерно различие поведения, когда одни люди стараются создать себе некоторое подобие оптимальной ситуации, а другие стремятся осознать и, насколько это возможно, выразить себя в качестве некоторого оптимального "я", обособить свое "я" от внешней ситуации. . . .
Можно заметить, что данные подразделения . . . представляют собой различные реализации двух противоположных п е р с о н о л о г и ч е с к и х т и п о в, имеющих весьма обобщенный характер.
В одном случае . . . в основе лежит какое-то конкретное представление о ситуации, а характеристика (свойство) приписывается той ситуации, в которой в данный момент находится индивид. . . .
В другом случае . . . в основе лежит не классификация ситуаций, а классификация личностей, или того, что относится к личности, т. е. тех или иных свойств личности. . . .
"Негативный", "концептуальный", "персонологизирующий" типы поведения относятся к персонологическому типу, который можно обозначить как "типологизирующий". Напротив, "позитивный", "ритуалистический", "ситуативный" типы поведения относятся к персонологическому типу, который можно обозначить как "топологизирующий"
(См. СЕМИОТИЧНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ, ПОРОЖДЕНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ) [А.М.Пятигорский, Б.А.Успенский, III, (1967), 15-19; 3.2]