Аналитическое поведение

"<при котором> семиотизируется в о с п р и я т и е мира. Здесь может идти речь как об оценке индивидом тех или иных реальных ситуаций, так и о конструировании им некоторых идеальных ситуаций. Естественно думать при этом, что именно представления человека об идеальных ситуациях в большой степени определяются его персонологическими свойствами и соответственно обусловливают тем самым его оценку ситуаций реальных. . . . Первый тип "идеальной ситуации" оперирует по преимуществу терминами, идеальными в собственном смысле слова, то есть терминами, принципиально не имеющими денотата, ситуациями, принципиально нереальными; более того, строго говоря, сама реальность представляемых ситуаций, возможность подстановки денотатов делают эту ситуацию, так сказать, менее идеальной. Между тем, второй тип представления "идеальной ситуации" по существу своему реалистичен и конкретен. Можно сказать. что он складывается из какой-то более или менее произвольной комбинации кусков прошлого опыта, т. е. кусков, которые во всяком случае по отдельности - хотя, может быть, и не в данной комбинации - имели место в действительности. . . .

Первый тип поведения (представления идеальной ситуации) можно условно назвать "концептуальным"; между тем, второй тип условно может быть назван "ритуалистическим".

Итак, ритуалистическое представление - конкретно, реально; оно мыслится в конкретных словах, замена которых на синонимичные часто может быть невозможна (т. е. может разрушить все представление); оно состоит из конкретных кусков реальности (обычно - прошлого), как-то более или менее произвольно соединенных.Концептуальное представление - абстрактно, умозрительно; оно мыслится в абстрактных концептах (например, в семантических множителях); оно состоит из абстрагированной, очищенной реальности (обычно - настоящего)

Иными словами, можно сказать, что ритуалистическое представление мыслится в знаках, т. е. в единицах означающего (которые предполагаются вызывающими соответствующее содержание), а концептуальное представление мыслится в единицах означаемого (т. е. в единицах, относящихся непосредственно к содержанию, которое имеется в виду). . . .

Можно сказать, что те глубинные персонологические различия, которые в плане выражения проявляются в виде концептуального и ритуалистического типов аналитического поведения, в плане установки выступают как различия негативного и позитивного типов. . . .

В плане восприятия и оценки реальной ситуации можно констатировать два типа поведения, связанные с большей или меньшей склонностью к персонологизации, которая может наблюдаться у разных людей. . . . В одном случае мы наблюдаем склонность приписывать ту или иную характеристику человека ситуации, в которую он попадает (т.е. с в о й с т в о зависит от м е с т а, в котором он находится); в другом же случае - ситуация, в которой он находится, рассматривается как результат его общей персонологической характеристики (то есть м е с т о зависит от с в о й с т в а). Соответственно, можно говорить в данном случае о ситуативном и персонологизирующем типах поведения.

Это различие особенно ярко прослеживается в таких крайних случаях, описанных в литературе, как "конец света" . . . или "пир во время чумы". Здесь характерно различие поведения, когда одни люди стараются создать себе некоторое подобие оптимальной ситуации, а другие стремятся осознать и, насколько это возможно, выразить себя в качестве некоторого оптимального "я", обособить свое "я" от внешней ситуации. . . .

Можно заметить, что данные подразделения . . . представляют собой различные реализации двух противоположных п е р с о н о л о г и ч е с к и х т и п о в, имеющих весьма обобщенный характер.

В одном случае . . . в основе лежит какое-то конкретное представление о ситуации, а характеристика (свойство) приписывается той ситуации, в которой в данный момент находится индивид. . . .

В другом случае . . . в основе лежит не классификация ситуаций, а классификация личностей, или того, что относится к личности, т. е. тех или иных свойств личности. . . .

"Негативный", "концептуальный", "персонологизирующий" типы поведения относятся к персонологическому типу, который можно обозначить как "типологизирующий". Напротив, "позитивный", "ритуалистический", "ситуативный" типы поведения относятся к персонологическому типу, который можно обозначить как "топологизирующий"

(См. СЕМИОТИЧНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ, ПОРОЖДЕНИЕ СЕМИОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ) [А.М.Пятигорский, Б.А.Успенский, III, (1967), 15-19; 3.2]

Алфавитный указатель