Автокоммуникация

"Направление "Я - ОН", в котором "Я" - это субъект передачи, обладатель информации, а "ОН" - объект, адресат, . . . заслоняет другое напрвление в передаче, которое можно было бы схематически охарактеризовать как направление "Я - Я". . . . В системе "Я - ОН" переменными оказываются обрамляющие элементы модели (адресант заменяется адресатом), а постоянными - код и сообщение. Сообщение и содержащаяся в нем информации константны, меняется же носитель информации. В системе "Я - Я" носитель информации остается тем же, но сообщение в процессе коммуникации переформируется и приобретает новый смысл. Это происходит в результате того, что вводится добавочный - второй - код и исходное сообщение перекодируется в единицах его структуры, получая черты н о в о г о сообщения. . . . Если коммуникативная система "Я - ОН" обеспечивает лишь передачу некоторого константного объема информации, то в канале "Я - Я" происходит ее качественная трансформация, которая приводит к перестройке самого этого "Я". В первом случае адресант передает сообщение другому, адресату, а сам остается неизменным в ходе этого акта. Во втором, передавая самому себе, он внутренне перестраивает свою сущность, поскольку сущность личности можно трактовать как индивидуальный набор социально значимых кодов, а набор этот здесь, в процессе коммуникационного акта, меняется. . . . Но этим смысловая трансформация текста не ограничивается. Рост синтагматических связей внутри сообщения приглушает первичные семантичнеские связи, и текст на определенном уровне восприятия может вести себя как сложно построенное асемантическое сообщение. Но синтагматически высокоорганизованные асемантические тексты тексты имеют тенденцию становиться организаторами наших ассоциаций. Им приписываются ассоциативные значения. . . . Таким образом, текст несет тройные значения: первичные общеязыковые, вторичные, возникающие за счет синтагматической переорганизации текста и со-противопоставления первичных единиц, и третьей ступени - за счет втягивания в сообщение и организации по ее конструктивным схемам внетекстовых ассоциаций разных уровней - от наиболее общих до предельно личных следует отметить. что, если схема коммуникации "Я - ОН" подразумевает п е р е д а ч у информации при сохранении ее объема, то схема "Я - Я" ориентирована на возрастание информации (появление "сообщения 2" не уничтожает "сообщения 1")". [Ю.М.Лотман, VI, (1973), 228-229, 236, 241; 6.9]

Алфавитный указатель