. . . Поэтому мифологическое описание принципиально монолингвистично - предметы этого мира описываются через т а к о й ж е м и р, построенный т а к и м ж е образом. Между тем, немифологическое описание определенно полилингвистично - ссылка на метаязык важна именно как ссылка на и н о й язык (все равно, язык абстрактных конструктов или иностранный язык - важен сам процесс перевода-интерпретации. Соответственно и понимание в одном случае так или иначе связано с п е р е в о д о м (в широком смысле этого слова), в другом же - с у з н а в а н и е м, о т о ж д е с т в л е н и е м. Действительно, если в случае дескриптивных текстов информация вообще определяется через перевод, - а перевод через информацию, - то в мифологических текстах речь идет о т р а н с ф о р м а ц и и объектов, и понимание этих текстов, связано, следовательно, с пониманием процессов этой трансформации.
Итак, в конечном счете дело может быть сведено к противопоставлению принципиально одноязычного сознания и такого, которому необходима хотя бы пара различно устроенных языков. Сознание, порождающее мифологические описания, мы будем именовать "мифологическим"." (См. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ) [Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский VI (1973), 282-283; 6.13]