Детектив

"представляет собой построение, в котором за знаком не стоит никакой реальности. Сказанное относится, разумеется, не к уровню естественного языка, на котором написано произведение (здесь смысл знака ... весьма существенен), а к уровню эстетической знаковой системы литературы.

В детективе ситуация упрощена, поскольку знак не обладает семантической функцией, связанной со смыслом. Остается лишь синтаксическая и прагматическая функция (в этом отношении детектив подобен произведениям "абстрактного искусства") что существенно облегчает его изучение. При этом ... детектив эпигонски копирует схемы сюжетостроения; отработанные и преодоленные в большой литературе.

Синтаксис (строение сюжета детектива) удобнее всего описывать, начав с выделения небольшого числа инвариантных типовых фигур. Для романов А.Кристи наиболее важны:

    а) лицо, заинтересованное в убийстве (обычно не убийца)
    б) лицо, задумавшее убийство (не обязательно убийца)
    в) лицо, совершившее убийство
    г) сыщик
    д) помощник сыщика, он же повествователь ("доктор Уотсон" у Конан Дойля)
    е) симпатичное, слабохарактерное юное существо (обоего пола)
    ж) доброе старое существо (обоего пола)
    з) жертва.

Существенно, что набор этих фигур (некоторые из них могут повторяться), как правило у А.Кристи вводится сначала и остается неизменным до конца. Сущность построения состоит в том, что некоторые из этих фигур склеиваются. . . .

Если на уровне семиотической системы литературы знаки в детективе лишены семантической функции, связанной со смыслом, то тем большее значение получает семантическая функция знаков на уровне языка. Здесь параллельно к синтаксическому склеиванию служит омонимия: почти каждое показание (а также , и такие внеязыковые знаки как улики) многозначно. ...

Если считать, что склеивание аналогично омонимии, то соотношение между читателем и автором можно сопоставить с соотношением анализа и синтеза в порождающей модели.

Также, как произносящий омонимичное слово, автор знает, кто убийца, для него проблема выбора есть проблема синонимии; выбрать из ряда тождественных по значению знаков один. Так же, как слышащий омонимичное лово, может установить его значение, лишь получив достаточный контекст, читатель до конца не знает, каково было действительное склеивание. Таким образом "контекстом" на уровне литературной семиотической системы является весь текст. Послесловие, счастливые развязки и т.п., собственно говоря, к построению не относятся. Единственно, что можно включить в построение после "расклеивания" - это рассказ сыщика о том, как он его осуществил. В построении вообще довольно ритмично чередуются элементы "языка", т.е. описание фактов, и элементы "мета-языка", т. е. рассуждения о значении этих фактов для нахождения убийцы." [И.И.Ревзин, 1 ШК, (1964), 38-40; 24.17.]

Алфавитный указатель