Пусть нам дан некоторый текст ситуации, как набор каких-то действий, призванных релевантными; релевантность или нерелевантность наблюдаемых действий определяется языком (в широком смысле), которым пользуется наблюдатель в описании. Например, "Охотник убил оленя и сказал: "Убил его - потому что иначе умер бы с голоду". Под типом поведения мы здесь понимаем действия, рассматриваемые как таковые, например, "охотник убил", "охотник сказал. . ." и т. д.
Под топосом поведения мы понимаем место данного действия среди других действий, рассматриваемых как обусловливающие его или обусловливаемые им (в интенционально-целевом отношении). Эти другие действия могут быть как уже описаны, так и установлены в результате интерпретации данного действия. В нашем случае: убил, чтобы не умереть с голоду. В другом случае: убил, потому что захотелось убить и т. д.
Под порядком поведения понимается создание личностью текста своего поведения, либо текста текста и т. д. Иначе говоря, порядок поведения предполагает возможность описания наблюдателем такого поведения личности, которое включает в себя описание внешнее (актуализированный текст) либо внутреннее (текст сознания) своего поведения. В нашем примере это: "охотник сказал, что. . ."
Указанное различение может быть сопоставлено с разграничением семантики, синтактики и прагматики в семиотике поведения. Тип поведения относится к плану семантики, топос к плану синтактики, а порядок - к плану прагматики." [А.М.Пятигорский, Б.А.Успенский, III, (1967), 27-28, 3.2]