Эмблема vs. иероглиф

"В основе обоих рассматриваемых объектов лежит семантическое соотношение между изображением и его вербальным соответствием. Иными словами, между иконическим знаком и конвенциональным. Равно, и эмблему, и иероглиф характеризует внутреннее противоречие между этими двумя типами языков, объединенных одним понятием. Суть этого противоречия в том, что иконический знак, в силу своей неутраченной предметности, стремится к обозначению единичного, конкретного объекта. Напротив, знак конвенциональный, в силу своей абстрактности, стремится обозначить любой объект или все объекты.

Коренное же отличие эмблемы от иероглифа состоит, как представляется, во вторичном характере процесса эмблематизации. Иероглиф является этапом создания конвенционального знака. Его иконический элемент служит лишь предписанием к ограничению числа валентностей всего понятия, оставляя за ним достаточную степень свободы в приобретании новых смыслов и контекстов. Это вторичное смыслообразование осуществляется, как правило, при помощи тропа. Впрочем, и первичное значение иероглифа определяется тем, что его "понятийный" элемент и иконический, "предметный" состоят друг с другом в отношениях тропа, чаще всего - метонимии. ...

Утрата непосредственной связи между иконическим и "понятийным" элементами (как в слове европейской письменности) приводит к образованию чисто конвенционального знака. ...

Эмблема, включающая рисунок (изобразительный, иконический элемент) и подпись (вербальный, конвенциональный элемент), представляет собой явление, обратное иероглифу. В иероглифе конкретное одержание получает абстрактное истолкование (например, "две женщины под одной крышей - ссора"). В эмблеме, напротив, абстрактное содержание ("Малым доволен") истолковывается при помощи конкретного объекта ("верблюд"). В первом случае частное истолковывается через общее, во втором - общее через частное. Этот процесс можно описать и таким образом: в иероглифе индивидуальное обезличивается, в эмблеме - обезличенное индивидуализируется. . . .

В иероглифе индивидуальный объект, абстрагируясь, получает возможность обозначения "всего" на правах абстрактного понятия. Так китайский иероглиф "дао" - "главенство в пути" получает исключительно широкую сеть значений. При этом каждое новое значение непосредственно соотносится (образуется при помощи тропа) с иконическим элементом, т. е. не теряет связи с конкретным объектом.

В эмблеме абстрактное понятие, закрепляясь за индивидуальным объектом, ограничивает свою семантику одним конкретным значением. Или: в эмблеме элемент, не имеющий конкретной, "предметной" семантики, обретает таковую. В этом смысле, Державин исключительно точно определяет понятие "говорящая живопись" (ср. вербальный элемент + иконический) как возможность "неизвестный или невидимый предмет представить чрез видимый въявь, или налицо."" [Е.Г.Григорьева, XXI, (1987), 78-81; 21.7.]

Алфавитный указатель