Этикет I

"Под этикетом . . . понимаются такие правила ритуализованного поведения в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии и при этом требуют применения специальных приемов (т.к. в широком смысле любое поведение цивилизованного человека можно счесть этикетным).

Основным свойством этикета является его коммуникативность. Выполнение каждого правила всегда направлено на определенного адресата и требует обязательного ответа (хотя бы в степени "замечено"). Этикетное поведение обычно расчитано, по крайней мере, на двух адресатов - непосредственного и дальнего ("публику"); в этом смысле его можно сравнить с действиями актера, ориентированного на партнера и на зал. Присутствие "зала" видоизменяет приемы, делая их более сдержанными, если только адресующийся не хочет привлечь к себе особого внимания. ...

Основной функцией этикетной коммуникации с точки зрения прагматики будет определение относительного положения каждого члена в обществе, притом произведенное таким образом, что оно верно отражает разбиение в человеческом коллективе и удовлетворяет обе стороны, вступающие в общение.

Когда связь правил этикета с моментами ситуации, которые их определяют (связь знака и референта) прочна и постоянна, можно говорить о своего рода абсолютизации или остранении референта, когда, например, ситуация "представление" утрачивает цель непосредственного знакомства (ср. вручение послом верительных грамот), ситуация "обед" из процесса простого насыщения превращается в ритуал и т.д." [Т.В.Цивьян, II, (1965), 144-145; 2.14]

Алфавитный указатель