Другая черта данного культурно-языкового ареала, отмеченная ранее (См. ПРЕДИКАТИВНЫЙ vs. НОМИНАЦИОННЫЙ ТИПЫ ЯЗЫКА), - установка на самоописание, на определение структурных закономерностей и выработку кодификации - также тесно связана с рассматриваемыми здесь свойствами. Непрерывное развитие и увеличение числа текстов вызывает потребность в кодификации, и в то же время создает благоприятную почву для возникновения эксплицитно сформулированного свода правил, поскольку в условиях обновления и открытого продуцирования текстов структурные закономерности, лежащие в их основе, легче вычленяются, осознаются отдельно от текстов. С этим связано также развитие кодифицирующего типа "обучения культуре".
С другой стороны, актуально-апеллятивный тип языка не стимулирует увеличение числа текстов в такой степени, поскольку текст больше зависит от условий, в которых и для которых он создается. Это создает предпосылки для складывания т р а д и ц и о н а л ь н о г о типа культуры, прикотором заданы типовые условия коммуникации, и тексты, предназначенные для этих условий, имеют тенденцию устойчиво передаваться традицией. Иероглифический тип письма также хорошо соответствует этой тенденции, т. к. не создает благоприятной почвы для широкого распространения письменности. (Быть может, именно поэтому юго-восточный маргинальный ареал стал самой мощной зоной корнеизолирующих языков: общие черты маргинального ареала были здесь подкреплены апеллятивной ориентацией языка и связанными с ней тенденциями культуры). Традициональный тип культуры не развивает кодифицирующую установку: "обучение культуре" строится в виде непосредственной передачи текстов, что в свою очередь хорошо соответствует общей актуально-апеллятивной установке языка." [Б.М.Гаспаров, X, (1978), 61-62; 10.3.]