Мы исходим из того, что сочетаемость аккордов в тексте (а не из звуковой состав) является показателем их функциональных свойств. . . . С помощью дистрибутивного анализа может быть осуществлен переход от наблюдаемых фактов текста к моделированию системы функциональных инвариантов.
Прежде всего производится сегментация текста, то есть расчленение его на единицы избранного уровня. Такими единицами мы считаем все одновременно звучащие соединения трех и более различных звуков независимо от того, квалифицируются они традиционной теорией в качестве аккордов или нет. В данном описании мы отказываемся вообще от понятия "аккорд" . . . и заменяем его понятием "гармонический сегмент".
Сразу же оказывается, что любое количество удвоений (прибавление одинаковых тонов) и любой порядок расположения тонов (кроме нижнего тона) в сегменте никак не влияют на его функциональные свойства: мы можем произвольно варьировать некоторый сегмент по данным признакам в любом контексте, не нарушая при этом "гармонической правильности" (то есть свойственных данному стилю и интуитивно ощущаемых нами норм соединения гармонических единиц). Следовательно, все встречаемые в тексте образования, различающиеся только отмеченными признаками, будем считать принадлежащими одному сегменту - его свободными вариантами. Каждый гармонический сегмент, таким образом, характеризуется только следующими двумя дифференциальными признаками: а) наличием трех (или более) определенных различных тонов и б) характером нижнего тона." (См. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК I) [.М.Гаспаров, IV, (1969), 177-179; 4.10.]