Гипертема

"является темой, которая встречается в тексте неоднократно и имеет даже в случае разнообразных обозначений единый денотат. Этим она отличается от лейтмотива, предполагающего единство десигната. ...

Гипертема и гипертекст имеют разные модификации, названные отчасти в эпиграфах, отчасти в самих текстах. В "Преступлении и наказании" таким текстом, реализующим гипертему, стала легенда о воскресении Лазаря, названная несколько раз в тексте. Гипертема и гипертекст являются носителями высшей идеи, но идейность романа Достоевского ими не исчерпывается. Они являются лишь основой идеологического ядра, идеологемы романа, но сама структура идеологемы сложнее, т. к. связана со многими текстами, реализующими гипертему.

. . . Можно на метафизическом уровне выделить два взаимодополняющих варианта гипертемы (или два полюса идеологемы): антропоцентризм связан с миром профанических текстов, а теоцентризм с миром сакральных текстов. Следовательно, гипертема одновременно и непременно сакрализуется и профанируется, становится сакральной и профанической идейностью. Таким образом, гипертема, осуществляясь в семиотическом ядре, приобретает в структуре романа семиотизирующую силу." [П.Х.Тороп, XVII, (1984), 145-146; 17.12.]

Алфавитный указатель