7.1. Граница в тексте культуры (См. ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ II может выступать в качестве инварианта элементов реальных текстов - как имеющих пространственные признаки, так и не имеющих. Так, в схеме "город ▐R мир" в качестве границы выступают стена и ворота, имеющие ясно выраженную пространственную характеристику. . . . основным свойством границы является нарушение непрерывности пространства, ее недоступность. . . .
7.2. Именно потому. что в структуру любой модели культуры входит невозможность проникновения через границу, наиболее типичным построением сюжета является движение через границу пространства. С х е м а с ю ж е т а в о з н и к а е т к а к б о р ь б а с к о н с т р у к ц и е й м и р а
7.3. Следует различать сюжетную коллизию (проникновение через границу пространств) и несюжетную - стремление внутреннего пространства защитить себя, укрепив границу, и внешнего - разрушить внутреннее, сломав границу. Путь героя, преодолевающего границы (герой волшебной сказки, Данте, странствующий по кругам ада, Растиньяк, пробивающий себе дорогу в высшее общество), принципиально отличается от вторжения внешнего пространства, ломающего границу внутреннего (чудовища вторгаются через меловой круг в "Вие", нашествие Наполеона разрушает внутренний мир усадьбы Болконского)." [Ю.М.Лотман, IV, (1969), 470-471; 4.23.]