Игра подразумевает реализацию особого - "игрового" - поведения, отличного и от практического, и от определяемого обращением к моделям познавательного типа. Игра подразумевает о д н о в р е м е н н у ю реализацию (а н е п о с л е д о в а т е л ь н у ю с м е н у в о в р е м е н и) практического и условного поведения. Играющий должен одновременно и помнить, что он участвует в условной (не подлинной) ситуации (ребенок помнит, что перед ним игрушечный тигр, и не боится) и не помнить этого (ребенок в игре считает игрушечного тигра живым). . . .
Умение играть заключается именно в овладении этой двуплановостью поведения. . . .
То, что один и тот же стимул вызывает в одно и то же время более чем одну обусловленную реакцию, один и тот же элемент вызывает две разных структуры поведения, включаясь в каждую из которых, приобретает различное значение и, следовательно, делается неравен самому себе, имеет глубокий смысл и в значительной мере раскрывает общественное значение игровых моделей.
В игровой модели каждый ее элемент и вся она в целом, будучи самой собой, является не только собой. Игра моделирует случайность, неполную детерминированность, вероятность процессов и явлений. Поэтому логико-познавательная модель удобнее для воспроизведения я з ы к а познаваемого явления, его внутренней сущности, а игровая - ее р е ч и, инкарнации в случайном по отношению к языку материале. ...
Игра - особое воспроизведение соединения закономерных и случайных процессов. Благодоря подчеркнутой повторяемости (закономерности) ситуации (проверка игры), отклонение делается особо значимым. Одновременно исходные правила не дают возможности предсказать все "ходы", которые предстают как случайные по отношению к исходным повторяемостям. Таким образом, каждый элемент (ход) получает двойное значение, являясь, на одном уровне, утверждением правила, а на другом - отклонением от него.
Двойная (или множественная) значимость элементов заставляет воспринимать игровые модели, по сравнению с соответствующими им ложно-научными, как семантически богатые, особо значительные. ...
Выступая по отношению к соотнесенным с ней логико-позновательными системами как модель с большей случайностью, игра, по отношению к моделируемой ею действительности, характеризуется как более детерминированная система.
Независимо от того, сформулированы правила игры или нет; преобразуя какую-либо жизненную ситуацию в игру, мы подчиняем реальность, которая выступает как аморфная, законам игры (организующий принцип реальной ситуации познается через моделирование его в условных категориях "правил" и "кодов")." [Ю.М. Лотман, III, (1967), 133-137; 3.13.]