И с к у с с т в о б у д е т н а м и р а с с м а т р и в а т ь с я в р я д у в т о р и ч н ы х м о д е л и р у ю щ и х с и с т е м.
Следовательно, искусство есть аналог действительности (объекта), переведенный на язык данной системы. Следовательно, произведение искусства всегда условно и, одновременно, должно интуитивно осознаваться как аналог определенного объекта, то есть быть "похоже" и "непохоже" одновременно. Акцентация только одного из этих нерасчлененных аспектов разрушает моделирующую функцию искусства. Формула искусства: "Я знаю, что это не то, что оно изображает, но я ясно вижу, что это то, что оно изображает".
Содержанием искусства как моделирующей системы выступает мир действительности, переведенный на язык нашего сознания, переведенного на язык данного вида искусства. Таким образом, разнонаправленные процессы создания и восприятия искусства могут быть рассмотрены как явления перекодировки с особыми на каждом этапе правилами семантической эквивалентности. ...
Произведения искусства строятся по принципу иконических знаков. Из этого вытекает, что информация, заключенная в произведении искусства, не отделима от языка его моделирования и от его структуры как знака-модели.
Следовательно, структурная природа произведения не есть внешняя "форма", которая, сколь бы не говори о ее "единстве" с содержанием, может быть отчуждена от него. Она есть реализация содержащейся в модели информации. Можно сказать, что специфически художественное содержание есть содержание синтагматическое. Семантические отношения дают нам лишь перевод с художественного языка на нехудожественный. . . .
Из определения произведения искусства как знака-модели вытекает, что на него распространяются все основные определения не только модели, но и знака. Из этого, в частности, следует, что произведение искусства должно быть реализовано в определенной материальной субстанции." (См. ВТОРИЧНЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ, ЗНАК, МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА, а также НАУЧНАЯ vs. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ, МОДЕЛЬ I) [Ю.М.Лотман, III, (1967), 131; 3.13.]