"Историческое сознание организует события прошлого в причинно-следственный ряд. . . . События прошлого последовательно предстают при этом как результат каких-то других, относительно более ранних событий.; таким образом, историческое сознание предполагает отсылку к некоторому предыдущему - но не первоначальному! - состоянию, которое, в свою очередь, связано такими же (причинно-следственными) отношениями с предшествующим, еще более ранним состоянием - и т. д. и т. п. Космологическое сознание, между тем, предполагает соотнесение событий с каким-то первоначальным, исходным состоянием, которое как бы никогда не исчезает - в том смысле, что его эманация продолжает ощущаться во всякое время. . . .
Космологическое сознание предполагает именно, что в процессе времени постоянно повторяется один и тот же онтологически заданный текст. Прошлое, настоящее и будущее предстают тогда как реализации некоторых исходных форм - иначе говоря, время повторяется в виде формы, в которую облекаются индивидуальные судьбы и образы. Это повторение прослеживается в главных, основных чертах, все же остальное предстает как окказиональное и поверхностное - как кажущееся, а не существующее; истинность, подлинность происходящего или прошедшего и определяется при этом именно соотнесением с прошлой действительностью.
Между тем, историческое сознание, в принципе, предполагает линейное и необратимое (неповторяющееся), а не циклическое (повторяющееся) время. Для этого сознания ... центральной является идея эволюции (а не идея предопределенности всего сущего) - эволюции, в процессе которой постоянно возникает принципиально новое состояние (а не повторяется старое). . . . Подобно тому как в рамках космологического сознания события осознаются постольку, поскольку они вписываются в представление о том, что было прежде, так в рамках исторического сознания они осознаются постольку, поскольку вписываются в представление о причинно-следственных закономерностях. Можно сказать, что в одном случае предполагается повторение одних и тех же событий, в другом же случае предполагается повторяющаяся реализация одних и тех же закономерностей. Существенно отметить при этом, что события как таковые конкретны, между тем как причинно-следственные закономерности - абстрактны." (См. ЛИНЕЙНОЕ vs. ЦИКЛИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ) [Б.А.Успенский, XXIII, (1989), 18, 32-33; 23.2.]