"Спецификой искусства, в частности изобразительного, является то, что основным видом передаваемой здесь информации следует считать информацию эмоциональную или, может быть, какую-то иную, но непосредственно связанную с глубинными разделами психического механизма. Даже в фигуративном произведении художественная ценность определяется выражением внутреннего состояния художника. Рассмотрим фигуративное искусство как знаковую систему. Изобразительное искусство данного социума в данную эпоху представлено некоторым множеством произведений. Фигуративное произведение изобразительного искусства является знаковым текстом иконического типа (как и предложение или текст из многих предложений в естественном языке), передающим информацию о внешнем мире. Одновременно произведение искусства является чем-то вроде символического знакового текста, передающего динамику (деятельность) личностной структуры автора. Характер знака в последнем случае плохо поддается определению: это символ с элементами иконичности (частичным сходством), имеющей индексальный аспект (вплоть до использования в психиатрической диагностике). Таким образом, эстетический знак, в случае фигуративного искусства, оказывается комплексным (двойным) знаком. Ср. репрезентативную и экспрессивную функцию языкового знака. . . .
План выражения произведения искусства с его несколькими иерархиями фигур выявляется достаточно четко: единицы выражения располагаются на плоскости, некоторые единицы пространственно наложимы одна на другую, как цвет и тон, границы между соположенными единицами либо размыты, либо четко выражены. Возможна аналогия со строением текста на естественном языке. Иконический план содержания тривиально членим на фигуры, очевидно связанные с планом содержания естественного языка автора произведения. Проблема фигур плана содержания символического знакового текста пока не ясна. Несколько слов о коммуникативной структуре для знаковой системы изобразительного искусства. Коммуникация состоит из большого числа отдельных несимметричных актов: автор через картину передает зрителю информацию разных типов. Автор и зритель испытывают общее неспецифичное влияние среды. Оценка картины зрителем более или менее косвенно влияет на автора" [Ю.К.Лекомцев, СС по ВМС; (1973), 184-186; 30.36.]