В истории материальной культуры аналог явления фонологизации представляется возможным усмотреть в том ценностном сдвиге, благодаря которому некоторые продукты производства, рассматривавшиеся как побочный результат, сами по себе приобрели роль основного продукта. . . .
В истории духовной культуры наиболее известный пример явления, аналогичного фонологизации, был обнаружен в процессе канонизации младшей линии литературного развития (использование цыганского романса у Ап. Григорьева и Блока, уголовного романа у Достоевского). Сходное явление постоянно наблюдается и в истории науки благодаря тому, что некоторые открытия, не представляющие ценности с точки зрения принятой в науке парадигмы (в смысле Куна), могут быть переосмыслены как имеющие ключевое значение." [Вяч.Вс. Иванов, ВМС, (1979), 3-4; 34.1.]