Канонизация

"Использование богатого опыта лингвистики для построения семиотики как единой научной дисциплины, включающей лингвистику в качестве одной из частных наук, может мыслиться и в виде выявления некоторых общих семиотических (и историко-культурных или культурологических) аналогов лингвистическим понятиям. Одним из таких понятий, для которых возможно их обобщение в сфере семиотики и культурологии в целом, представляется фонологизация. Некоторое фонетическое различие (например, глухости-звонкости, связанное в конечном счете с различием по частоте основного тона) может и не иметь в языке самостоятельной фонологической роли. . . . В ходе фонологической эволюции это различие может стать независимым от сопутствующих ему (и некогда его определивших) факторов. . . .

В истории материальной культуры аналог явления фонологизации представляется возможным усмотреть в том ценностном сдвиге, благодаря которому некоторые продукты производства, рассматривавшиеся как побочный результат, сами по себе приобрели роль основного продукта. . . .

В истории духовной культуры наиболее известный пример явления, аналогичного фонологизации, был обнаружен в процессе канонизации младшей линии литературного развития (использование цыганского романса у Ап. Григорьева и Блока, уголовного романа у Достоевского). Сходное явление постоянно наблюдается и в истории науки благодаря тому, что некоторые открытия, не представляющие ценности с точки зрения принятой в науке парадигмы (в смысле Куна), могут быть переосмыслены как имеющие ключевое значение." [Вяч.Вс. Иванов, ВМС, (1979), 3-4; 34.1.]

Алфавитный указатель