Особенностью кинотекста является то, что нет таких различительных признаков, которые, являясь основой для оппозиции кадров, обеспечивали бы разнообразие внутри кинотекста. Иными словами, в языке кино не существует кода, единицами которого служили бы отдельные кадры, и который вместе с тем являлся бы общим для всех фильмов. ...
Рассматриваемый безотносительно к языкам искусства, кинотекст предстает в качестве текста, лишенного значимого разнообразия кадров.
Если с этой точки зрения кинотекст нельзя рассматривать как цепочку различительных единиц, можно выделить нечто общее, некий инвариант всех кадров кинотекста. Пусть таким инвариантом будет возможность распознать в каждом кадре два элемента: некий "предмет съемки" (напр., персонаж фильма) и некоторое "пространство", в котором находится или по отношению к которому движется этот предмет (напр., комната). Назовем первый элемент субъектом кадра, а второй - его позицией.
Тогда кинотекст предстанет как цепочка не структурно различных, а структурно однотипных элементов - кадров. Кадр, в котором выделены только субъект и позиция, будем называть ядерным кадром. Кинотекст - это цепочка ядерных кадров. ...
Кинотекст выступает в качестве последовательности однообразных элементов, а его разнообразие заключено в способах их присоединения (надо отметить, что этот принцип конструкции сближает кинотекст со структурой надфразовых единств, где в роли сцепления выступает механизм прономинализации, и отличает его от синтагматики, например, фонематического уровня языка, основанной на разнообразии единиц, присоединение которых однообразно).
Напомним, что "кинотекст" моделирует нехудожественный ряд фильмов. Этим он отличается от "монтажа", являющегося механизмом, обслуживающим художественные смыслы, и описываемого в терминах значения, а не нахождения и последовательности. Если монтаж "может быть определен как соположение разнородных элементов киноязыка", то кинотекст основан на различных сцеплениях однородных элементов - ядерных кадров.
Таким образом, некое сообщение, присущее кинотексту, может быть выявлено лишь после рассмотрения как минимум двух ядерных кадров и выяснения, какой из типов присоединения они осуществляют. То есть, единицей кинотекста всегда является пара ядерных кадров. Назовем ее базовой цепочкой или базовой синтагмой кинотекста.
Итак, разнообразие кинотекста представлено альтернативой из четырех базовых синтагм: два кадра идентичны по субъектам и позициям - назовем эту синтагму базовой цепочкой А-А; два кадра обладают различными субъектами в отождествленной позиции - базовая цепочка А-Б; два кадра обладают одним и тем же субъектом в различных позициях - базовая цепочка А-а; наконец, два кадра различаются как по субъектам, так и по позициям - базовая цепочка А-б.
. . .Если принять, что ядерные элементы кадра - субъект и позиция - принадлежат плану выражения текста, то можно сказать, что план содержания последнего составляет временная интерпретация отношений между входящими в базовую цепочку ядерными кадрами." [Ю.Г.Цивьян, XVII, (1984), 109-111; 17.10.]