Коллективная память

"Если рассматривать человека как некоторое устройство, способное совершать операции над различными знаковыми системами и порождаемыми ими текстами, то приходится обратиться к проблеме обучения умению совершать такие операции, т. е. по существу к проблеме структурной организации и ввода в человека и целые человеческие коллективы такого кода, который содержит набор тех элементов (знаков) и сведения об их отношениях, используемых в процессе порождения текстов. Легко видеть, что если иметь в виду естественный язык, речь идет о собственно "языке" в отличие от "речи".

Овладение отдельным индивидуумом или целым коллективом таким кодом и означало бы овладение соответствующей знаковой системой. В коде, являющемся в свою очередь системой, сосредоточена самая разнообразная информация, необходимая для управления системой (построения текстов), - в частности, семантическая - и такой код, который служит для хранения и передачи текстов соответствующей знаковой системы, можно рассматривать как коллективную память данной системы, а множество кодов, различным образом организованных в зависимости от различных знаковых систем, использующихся в обществе для хранения и передачи всего континуума информации, - как ее разновидности." [Б.Л. Огибенин, II, (1965), 49-50; 2.5.]

Алфавитный указатель