Культура замкнутого vs. незамкнутого типа

"1.3.1. Если принять допущение о параллелизме противопоставлений "текст - не-текст" и "истина - не-истина" <См. ТЕКСТ КУЛЬТУРЫ I>, то всякую культуру можно будет отнести к одному из двух типов по признаку рассмотрения ею с а м о й с е б я в исторической перспективе (имеется в виду, конечно, определеный временной срез, в котором мы эту культуру рассматриваем).

"К у л ь т у р а з а м к н у т о г о т и п а" рассматривает саму себя как продолжающуюся по традиции от того времени ("время" - здесь условно), когда существовала "полнота истины", т.е. некоторый полный текст, а "история" - есть история постепенной утери этой полноты, лежавшей у истоков культуры. ...

"К у л ь т у р а н е з а м к н у т о г о т и п а" рассматривает саму себя как возникшую "от нуля", "из ничего" и постепенно накапливающую элементы "истины", полнота которой мыслится только в будущем.

Культура второго типа при наблюдении со стороны представляется более ф у н к ц и о н а л ь н о й, культура первого типа - более т е к с т о в о й в собственном смысле этого слова. При этом, естественно, одни и те же ценности будут занимать различные места в шкалах ценностей культур различных типов.

1.3.1.1. В культурах "замкнутого типа" (например - в тибетской будийской культуре) т е к с т з н а ч и м ("с в я щ е н е н"), п о т о м у ч т о о н т е к с т.

1.3.1.2. В культурах "незамкнутого типа" т е к с т з н а ч и м, потому что он имеет о п р е д е л е н н ы й с м ы с л, о п р е д е л я ю щ и й е г о ф у н к ц и о н а л ь н у ю ц е н н о с т ь.

1.3.1.3. Соответственно, вышесказанному, в культурах второго типа происходит (или - "имеет место") а б с о л ю т и з а ц и я и с т о р и ч е с к о г о о п ы т а, а в культурах первого типа - а б с о л ю т и з а ц и я п р е д с к а з а н и я (отсюда и - эсхатология)

2.0. Выделение среди массы общеязыковых сообщений некоторого количества текстов может рассматриваться в качестве признака появления культуры как особого типа самоорганизации коллектива. Дотекстовая стадия есть стадия докультурная. Состояние, в котором все тексты возвращаются только к своему языковому значению, соответствует разрушению культуры.

2.1. С точки зрения изучения культуры, существуют только те сообщения, которые являются текстами. Все прочие как бы не существуют и во внимание исследователем не принимаются. В этом смысле можно сказать, что культура есть совокупность текстов или сложно построенный т е к с т. Приложение к изучаемому материалу структурного кода культуры, свойственного описывающему (изучение древней культуры нашим современником, культуры одного социального или национального типа с позиции другого) может приводить к перемещению не-текстов в разряд текстов и обратно, в соответствии с их распределением в системе, используемой для описания." (См. ФУНКЦИЯ ТЕКСТА КУЛЬТУРЫ) [Ю.М.Лотман, А.М.Пятигорский, 3 ШК, (1968), 79-80, 26.22./ Ю.М.Лотман, Статьи I, (1970), 28.0.]

Алфавитный указатель