Мы понимаем культуру как н е н а с л е д с т в е н н у ю п а м я т ь к о л л е к т и в а, выражающуюся в определенной системе запретов и предписаний. . . . Культура, по определению, есть социальное явление. Это положение не исключает возможности индивидуальной культуры, в случае, когда единица осмысляет себя в качестве представителя коллектива и, фактически, образует группу. Однако, случаи индивидуальной культуры неизбежно исторически вторичны.
С другой стороны, в зависимости от ограничений, налагаемых исследователем на рассматриваемый материал, можно говорить об общечеловеческой культуре, вообще, о культуре того или иного времени, наконец, того или иного социума, который может меняться в своих размерах, и т. д.
Далее, поскольку культура есть п а м я т ь, или иначе говоря, запись в памяти уже пережитого коллективом, она неизбежно связана с п р о ш л ы м историческим опытом. Следовательно, в момент возникновения культура не может быть констатирована как таковая, она осознается лишь post factum. . . .
Таким образом, программа (поведения) выступает как обращенная система: программа направлена в будущее, с точки зрения составителя программы; культура обращена в прошлое с точки зрения реализации поведения (программы). . . .
Вообще определение культуры как памяти коллектива ставит вопрос о системе семиотических правил, по которым жизненный опыт человечества претворяется в культуру; эти последние, в свою очередь, и могут трактоваться как п р о г р а м м а. . . .
Специфическим вопросом культуры как механизма по организации и хранению информации в сознании коллектива является долгосрочность. Вопрос этот имеет два аспекта:
1) Долгосрочность текстов коллективной памяти.
2) Долгосрочность кода коллективной памяти. . . .
Долгосрочность текстов образует внутри культуры иерархию, обычно отождествляемую с иерархией ценностей. Наиболее ценными могут считаться тексты предельно долговечные, с точки зрения или по меркам данной культуры, или панхронные (хотя возможны и "сдвинутые" культурные аномалии, в которых высшая ценность приписывается мгновенности). Этому может соответствовать иерархия материалов, на которых фиксируются тексты, и иерархия мест и способов их хранения.
Долгосрочность кода определяется константностью его основных структурных моментов и внутренним динамизмом - способностью изменяться, сохраняя при этом память о предшествующих состояниях и, следовательно, самосознание единства." (См. СИСТЕМА ПРАВИЛ vs. СОВОКУПНОСТЬ ТЕКСТОВ) [Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, V, (1971), 144-145, 147-; 5.8.]