"Наиболее универсальной чертой структурного дуализма человеческих культур является сосуществование словесно-дискретных языков и иконических, различные знаки в систеие которых не складываются в цепочки, а оказываются в отношении гомеоморфизма, выступая как взаимоподобные символы (ср. мифологическое представление о гомеоморфизме человеческого тела, общественной и космической структур). Хотя на различных этапах человеческой истории та или иная из этих универсальных языковых систем предъявляет претензии на глобальность и действительно может занимать доминирующее положение, двуполюсная организация культуры при этом не уничтожается, лишь принимая более сложные и вторичные формы. . . .
Культура - сверхиндивидуальный интеллект - представляет собой механизм, восполняющий недостатки индивидуального сознания, и, в этом отношении представляющий неизбежное ему дополнение.
Очевидно, что та же самая система отношений, которая соединяет различные языки (семиотические структуры) в высшее единство, соединяет и различные индивидуальности в мыслящее целое. Совокупность этих двух - однотипных по структуре - механизмов и образует надындивидуальный интеллект - Культуру." (См. МЫСЛЯЩИЙ ОБЪЕКТ, НОВОЕ СООБЩЕНИЕ) [Ю.М.Лотман, X, (1978), 6, 16-17; 10.1.]