Маска

"Она является и н с т р у м е н т о м противоположения носителя маски локальной среде, указывающим одновременно на его роль по отношению к этой среде и к той "среде", которую маска сигнализирует (которая вводится фактом ношения маски). Еще одна функция маски - уподобение с ее помощью тому, что противоположно миру человека (когда носитель маски отождествляется с внечеловеческим) следует, по существу, из первой функции и дополняет ее.

Маска, безусловно, принципиально близка лицевой и нательной татуировке у некоторых народов, однако татуировка, являющаяся, согласно этнографическим описаниям, как бы частью человеческого лица, имеет и другие функции; немаловажно при кажущейся несущественности этого, что маска - неподвижный декоративный элемент, тогда как лицевая и нательная татуировка по своей природе становятся имманентными лицу и фигуре человека. ... Маска ... в силу ее подвижности (при понимании ее как роли) обладает свойством указывать и на прежний статус личности, которая лишь со времени облачения в маску вступает в пограничную сферу (теперь это одновременно тот же и не тот же человек), тогда как татуировка вследствие ее постоянства этим свойством не обладает. Маска поэтому - лишь в р е м е н н ы й инструмент, не устанавливающий окончательно, подобно татуировке, социальный ранг личности; хотя и являясь инструментом преобразования этого ранга, она оставляет неизбежным существующее распределение социальных ролей, создавая лишь видимость другой иерархии. ...

Маска - изготовленный человеком артефакт, из чего следует, что как плод вмешательства человека в сферу естественного с целью изменить свой облик маска всегда содержит черты намеренной деформации естественного человеческого облика. ... Морфология человеческого лица без маски составляет в сравнении с ней контрастирующий член образующейся таким образом пары, в которой маска мжет быть адекватно понята (внутри определенной изобразительной и технической культуры) только при условии, что анализ маски (или ее "прочтение") будет опираться на знание нормативной морфологии этого типа лица. Маска представляет собой, таким образом, знак (здесь допустимо отвлечься от того, что маска может быть символом, когда в ее исполнении увеличивается доля абстрактного), обладающий амбивалентным характером: в маске воспроизводятся с известной долей деформации черты человеческого лица, (можно сказать, что они в маске "цитируются"), что сохраняет общую близость маски и лица, однако весь облик маски указывает, что она должна быть понята о д н о в р е м е н н о как д р у г о е лицо, противополагающееся человеческому." [Б.Л.Огибенин, СС по ВМС, (1973), 56-60; 30.12.] (См. также СЕМИОТИЧНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ).

Алфавитный указатель