Метафора

"Для поэтического отношения к миру характерно стремление охватить воспринимаемый предмет одновременно с различных сторон, уловить в едином акте восприятия (и описания) многообразные связи и отношения, в которых выступает этот предмет. Одним из средств такого "удвоения мира" является метафора. Основным средством построения метафоры является п р и н ц и п с р а в н е н и я, ибо двуплановость предмета выявляется при сопоставлении его с другими предметами. В отличие от обычного сравнения, в метафоре описываемый объект и объект, с которым данный сравнивается, как бы слиты. (ср.: "роща, подобная коллонаде" и "коллонада рощи". В зависимости от способа реализации принципа сравнения, можно выделить три типа метафоры:

I - Метафоры, в которых описываемый объект прямо сопоставляется с другим объектом - метафоры-сравнения ("коллонада рощи");

II - Метафоры, в которых описываемый объект замещен другим объектом - метафоры-загадки ("били копыта по клавишам мерзлым" - вм. "по булыжникам");

III - Метафоры, приписывающие описываемому объекту свойства другого объекта ("ядовитый взгляд", "жизнь сгорела"):

Другим принципом построения метафоры является принцип "затрудненной формы", способствующий "выведению вещи из автоматизма восприятия" (В.Шкловский). Этот принцип можно назвать принципом загадки.

Любую последовательность слов назовем текстом, а любую упорядоченную пару таких последовательностей - контекстом. Будем считать, что любому контексту ' отвечает множество К (') слов, определяемых этим контекстом. В это множество входят те слова, которые, будучи вставлены в пустое место контекста, превращают его в осмысленный текст. Слово a называется отмеченным в тексте, если aОК('), где ' - контекст, образованный из данного текста выбрасыванием слова a; в противном случае слово называется неотмеченным. Если каждое слово данного текста отмечено в тексте, то этот текст называется отмеченным (в противном случае - неотмеченным). . . .

Одночленной метафорой назовем одиночное слово, не отмеченное в тексте ("шопот лесов", "в траве брильянты висли"). Синтагму, в которую входит это слово, назовем метафорической синтагмой. В метафорических синтагмах будем различать неотмеченный член (метафорическое слово) и отмеченный член.

Одночленную метафору можно рассматривать как загадку. Для осмысления текста она должна быть отгадана. Механизм отгадывания состоит в следующем: если S - неотмеченное слово и ' - его контекст, то из множества К (') выбирается значение, связанное со значением S, и притом наиболее тесным образом.

Двучленной метафорой назовем неотмеченную синтагму, ... ни один из членов которой не является одночленной метафорой("ковер зимы покрыл холмы", "давай ронять слова") Из двух членов такой метафоры один - употребленный в переносном значении - также назовем неотмеченным, а другой - отмеченным.

Одночленные и двучленные метафоры будем называть простыми метафорами." [Ю.И.Левин, II, (1965), 293-295; 2.30.]

Алфавитный указатель