1) "Нулевая" трансформация. Между элементами метра и ритма - взаимно-однозначное соответствие: ударные слоги соответствуют сильным местам стопы, безударные - слабым. Делимитаторам (См. ЦЕПОЧКА МЕТРА I) соответствуют словоразделы. Здесь возможны два случая:
трансформации не подвергаются ни репрезентанты метра, ни репрезентанты языка: "Пора, пора, рога трубят. . ."
репрезентанты языка трансформированы - "насилие" метра над языком: "Ходи, изба, ходи печь // Хозяину негде лечь" - здесь не только переакцентуация, но и разрыв словоформы на два такта.
2) В случаях, когда нет взаимно-однозначного соответствия, мы будем говорить о трансформациях 1-ой, 2-ой и т. д. степени, в зависимости от того, сколько имеетсяотступлений от "нулевой" трансформации" [М.Ю.Лотман, С.А.Шахвердов, СС по ВМС, (1973), 173-174; 30.35.]