Миф 1

"3.1.1. Миф можно рассматривать, как то, что возникает при нейтрализации одной оппозиции поведения другой оппозицией поведения. При этом один из членов другой (или новой) оппозиции может относится к обоим членам первой (или п р е ж н е й), как к о д н о м у члену новой оппозиции. Так, например. классическая оппозиция языка поведения европейской культуры "жизнь - смерть" при сопоставлении с языком древней индийской культуры может рассматриваться как нейтрализуемая понятием "освобожденное состояние", которое противопоставлено "неосвобожденному состоянию", включающему в себя и "жизнь", и "смерть".

3.1.2. Однако нейтрализация н е л ю б ы х оппозиций может связываться с возникновением мифа, но лишь нейтрализация оппозиций столь з н а ч и м ы х, что н о в а я (д р у г а я) оппозиция, нейтрализуя данную, б у д е т т е м с а м ы м нейтрализовать и все иные значимые оппозиции данной культуры. Миф возникает, как некий универсальный нейтрализатор.

3.1.2.1. Следует иметь в виду, что само по себе снятие оппозиций еще не есть "мифическая добавка" к действительности. Это лишь негативный аспект мифа и к а к т а к о в о й никогда не существующий. Снятие оппозиции в мифологии всегда дано в определенном позитивном факте конструирования "промежуточной" действительности путем создания мифических ситуаций, образов и т. д. Строго говоря, негативный аспект мифа принадлежит не самой мифологии, а некоей системе оценок, принятой в не-мифическом по отношению к мифическому, как к тому, что это не-мифическое отрицает.

Любой исследователь мифа является субъектом такой системы оценок, так что один и тот же миф п р и н ц и п и а л ь н о может быть описан, как нейтрализатор многих разных оппозиций. Но, кроме того, и в пределах д а н н о й культуры несколько оппозиций можно разложить в иерархический ряд, где каждая предыдущая будет включать в себя последующую, как частный случай.

Таким образом, мифология как предмет обретает свое тройственное членение: имеется миф, в смысле которого элемент текста может быть истолкован, как его символ, и имеется немифическая оппозиция, в смысле отрицания которой может быть истолкован этот миф.

Важнейшая особенность мифа заключается в том, что он, нейтрализуя одну оппозицию и заменяя ее другой, одновременно проявляет т е н д е н ц и ю к н е й т р а л и з а ц и и всех оппозиций в о о б щ е. Точнее говоря, для не-мифа самое важное в процессе замены прежней оппозиции новой, лежит в факте проявления новой оппозиции, а в мифе - в факте снятия старой. С другой стороны для амифа характерно не только усиление данной оппозиции, но и наложение друг на друга оппозиций различных планов и уравнений. Причем в этом наложении друг на друга этический знак в налагающихся оппозициях может как оставаться прежним, так и меняться. . . .

. . . Миф может быть истолкован а) в с м ы с л е д р у г о г о м и ф а . . . б) в с м ы с л е о п п о з и ц и и . . . в) в с м ы с л е м и ф о п о р о ж д а ю щ е г о с о с т о я н и я.

Истолкование одного мифа в смысле другого ни в коем случае не предполагает возведение одного мифа к другому, как произошедшее во времени, в истории. Два совершенно одинаковых мифа могут возникнуть совершенно по-разному: один - из некоторого иного мифа, восходящего к определенной мифопорождающей ситуации, другой - непосредственно из мифопорождающей ситуации. . . .

Элементом текста, как тем, что может быть истолковано, как миф, является не только часть текста (эпизод, слово и т.д.) или уровень текста (сюжет, образ и т.д.) но и элемент структуры текста (степень описания и др.)." (См. МИФОЛОГИЯ, ЭКСПОНИРОВАНИЕ) [А.М.Пятигорский, II, (1965),43-45, 48; 2.4.]

Алфавитный указатель