Мифологическое сознание

"Мир, представленный глазами мифологического сознания должен казаться составленным из объектов:

1) одноранговых (понятие логической иерархии в принципе находится вне сознания данного типа),

2) нерасчленимых на признаки (каждая вещь рассматривается как интегральное целое),

3) однократных (представление о многократности вещей подразумевает включение их в некоторые общие множества, то есть наличие уровня метаописания).

Парадоксальным образом мифологический мир однорангов в смысле логической иерархии, но зато в высшей степени иерархичен в семантико-ценностном плане, нерасчленим на признаки, но при этом в чрезвычайной степени расчленим на части (составные вещественные куски); наконец, однократность предметов не мешает мифологическому сознанию рассматривать - странным для нас образом - совершенно различные, с точки зрения немифологического мышления, объекты как о д и н. ...

В рисуемом таким образом мифологическом мире имеет место достаточно специфический тип семиозиса, который сводится в общем к процессу н о м и н а ц и и: знак в мифологическом сознании аналогичен собственному имени. . . . Можно сказать, что о б щ е е з н а ч е н и е с о б с т в е н н о г о и м е н и в е г о п р е д е л ь н о й а б с т р а к ц и и с в о д и т с я к м и ф у. Именно в сфере собственных имен происходит то отождествление слова и денотата, которое столь характерно для мифологических представлений и признаком которых являются, с одной стороны, всевозможные табу, с другой же - ритуальное изменение имен собственных. ...

Это отождествление названия и называемого, в свою очередь, определяет представление о неконвнциональном характере собственных имен, об их онтологической сущности. Отсюда мифологическое сознание может осмысляться с позиции развития семиозиса как а с е м и о т и ч е с к о е." [Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский, VI, (1973), 283-287; 6.13]

Алфавитный указатель