Мифопоэтическое мировоззрение

"Мифопоэтическое мировоззрение космологического <предшествующего историческому - Я.Л.> периода исходит из тождества (или, по крайней мере, связанности) макро- и микрокосма, природы и человека. Человек как таковой один из крайних элементов космологической системы. Человеческий коллектив, общество образуют более сложное сочетание элементов с космологической телеологией. Разумеется, есть жизнь, исполненная "низких" забот, злоба дня, но не входит в систему высших ценностей, она нерелевантна. С у щ е с т в е н н о, р е а л ь н о лишь то, что с а к р а л и з о в а н о, а сакрализовано лишь то, что составляет часть космоса, выводимо из него, причастно к нему. Только в сакрализованном мире известны правила его организации, относящиеся к структуре пространства и времени. Вне его - хаос, царство случайностей. Для мифологического взгляда характерно признание негомогенности пространства и времени. Высшей ценностью (максимум сакральности) обладает та точка в пространстве и времени, где когда совершился акт творения, т.е. ц е н т р м и р а, место где проходит axis mundi, кратчайшим образом связывающая землю и человека с Небом и Творцом, и "в н а ч а л е", время творения. То, что было вызвано к бытию в акте творения, может и должно воспроизводиться в ритуале, так как только это воспроизведение гарантирует безопасность и процветание коллектива. Космологическая драма - пример и руководство в жизни для человека того периода. Чтобы воспроизвести акт творения в ритуале, необходимо уметь находить "центр мира" и тот момент, когда профаническая длительность времени разрывается, время останавливается и возникает то, что было "в начале". Отсюда - актуальность измерений разного рода в обществах архаичного типа. "Центр мира" совпадает с центром ряда вписанных друг в друга сакральных объектов: космоса, земли, страны, города, храма, алтаря и т.п. В этом смысле все эти объекты изоморфны друг другу и изофункциональны. Во временном плане ситуация "в начале" повторяется во время п р а з д н и к а. Праздник своей структурой воспроизводит порубежную ситуацию, когда из Хаоса возникает Космос; он начинается с действий, которые противоположны тому, что считается в данном коллективе нормой, с отрицаниями существующего статуса, и заканчивается восстановлением организованного целого путем дифференциации элементов Космоса и Хаоса с помощью системы противопоставлений. Поэтому смысл жизни, ее цель человек космологического периода видел именно в ритуале, основной общественной и экономической деятельности человеческого коллектива" [В.Н.Топоров VI, (1973), 114-115, 6.4. / Препринт в: В.Н.Топоров, 4 Шк, (1970), 59; 27.12.]

Алфавитный указатель