Мифопоэтическое сознание

"Серии ключевых мотивов, ... их семантические поля и функциональный облик, законы их притяжения и отталкивания, реализующиеся в сюжетных сцеплениях и в парадигматических рядах изменяющихся форм - все это можно рассматривать как проявление разных сторон мифологического сознания, базирующегося в свою очередь на широком круге мифологических представлений. Подобное выделение трех уровней, само по себе достаточно условное и сильно упрощающее положение дел, представляется ием не менее существенным.

Континуум мифологических представлений ... отнюдь не является далеким во времени источником, безразличным к соотнесенным с ним художественным структурам. Актуальность данных представлений при живом бытовании текстов обусловливает и существование "обратной связи" между этими областями. Прежде всего, архаический фольклор неизбежно будет одним из материальных носителей мифологических представлений, даже одним из условий их сохранности. С другой стороны, мифологическая система есть своего рода "резонирующая среда" для художественного фольклора, причем такой резонанс не только до предела усиливает звучание определенных тем и мотивов, но и постоянно добавляет к ним новые "семантические составляющие", способствуя в свою очередь возникновению своеобразных функционально-смысловых "обертонов".

Тем не менее, тождества тут нет. Художественные структуры, по отношению к которым какие-либо мифологические модели представляются архетипическими, не сводимы к ним непосредственно - ни в синхронии, ни в диахронии. . . . <Существует посредующее звено> между художественным образом и соответствующим мифологическим представлением. Это и есть сфера мифопоэтического сознания, по своим законам конструирующего повествование на всех уровнях (от изобразительной системы до сюжетно-композиционной организации): она соотносима с мифологическим мышлением, но не равна ему." [С.Ю.Неклюдов, VII, (1975), 65-66, 7.5.]

Алфавитный указатель