"Естественное протекание человеческой жизни оказывается предопределенным
заранее и заключенным в жесткую пространственно-временную рамку: он должен
пройти через о п р е д е л е н н ы е т о ч к и и о п р е д е л е н н ы е м
о м е н т ы , выполняя задачи, по крайней мере, двух уровней. П е р в ы й
из них, более высокий - полное осуществление программы "мифо-ритуального сценария"
(рождение - инициация - брак - смерть), соответствующего этапам творения мира
и инсценирующего поступки и события, касающиеся творцов мира. При этом указание
на время и место действия не дано: известно, что основной единицей здесь является
век, отпущенный человеку на воплощеие этого сценария, основные точки которого
указываются, скорее, приблизительно. В т о р о й уровень , более низкий, представляет
собой действия человека в периоды м е ж д у пунктами сценария и может рассматриваться
как своего рода подготовка к удовлетворительному прохождению этих пунктов.
В эти периоды любое проявление деятельности человека (еда, работа, сон и т.
д.) регламентируется во времени и пространстве с помощью специально сформулированных
правил и запретов, ... в конце концов и основная оппозиция фольклора - противопоставление
своего / чужому может быть интерпретирована в рамках пространственных оппозиций
(в частности - внутренний/внешний). Жизнь человека изначально расчленена,
строго говоря, он обладает минимальными возможностями выбора и проявления
инициативы; зато соблюдение правил и запретов обеспечивают ему благополучное
прохождение отрезка, ведущего к очередному акту сценария и гарантирует исполнение
его долга на земле - "проигрывания" ему отведенного века в полном объеме.
...
Пространственно-временные показатели могут выражаться не только непосредственно,
(указание на время и пространство) но и воплощаться опосредствованно в таких
элементах окружения человека, которые сами по себе не связаны с временем
и пространством, но тем не менее функционально являются равноправными членами
пространственно-временной классификационной системы. ... Можно представить,
что в любой точке существования человек оказывается включенным в многоступенчатую
систему регламентации каждого своего действия; его действия ориентированы
как на реальное время и пространство, так и на мифологическое время и пространство,
а через это - на высшие уровни модели мира. Особо существенно то, что эта
система актуальна не только для фольклорных текстов и сохранена не только
в них, но, хотя и в трансформированном виде, сопровождает нашу повседневную
жизнь. [Т.В.Цивьян, СС по ВМС, (1973), 15-17; 30.2.]