Мифо-ритуальный сценарий

"Естественное протекание человеческой жизни оказывается предопределенным заранее и заключенным в жесткую пространственно-временную рамку: он должен пройти через о п р е д е л е н н ы е т о ч к и и о п р е д е л е н н ы е м о м е н т ы , выполняя задачи, по крайней мере, двух уровней. П е р в ы й из них, более высокий - полное осуществление программы "мифо-ритуального сценария" (рождение - инициация - брак - смерть), соответствующего этапам творения мира и инсценирующего поступки и события, касающиеся творцов мира. При этом указание на время и место действия не дано: известно, что основной единицей здесь является век, отпущенный человеку на воплощеие этого сценария, основные точки которого указываются, скорее, приблизительно. В т о р о й уровень , более низкий, представляет собой действия человека в периоды м е ж д у пунктами сценария и может рассматриваться как своего рода подготовка к удовлетворительному прохождению этих пунктов. В эти периоды любое проявление деятельности человека (еда, работа, сон и т. д.) регламентируется во времени и пространстве с помощью специально сформулированных правил и запретов, ... в конце концов и основная оппозиция фольклора - противопоставление своего / чужому может быть интерпретирована в рамках пространственных оппозиций (в частности - внутренний/внешний). Жизнь человека изначально расчленена, строго говоря, он обладает минимальными возможностями выбора и проявления инициативы; зато соблюдение правил и запретов обеспечивают ему благополучное прохождение отрезка, ведущего к очередному акту сценария и гарантирует исполнение его долга на земле - "проигрывания" ему отведенного века в полном объеме. ...

Пространственно-временные показатели могут выражаться не только непосредственно, (указание на время и пространство) но и воплощаться опосредствованно в таких элементах окружения человека, которые сами по себе не связаны с временем и пространством, но тем не менее функционально являются равноправными членами пространственно-временной классификационной системы. ... Можно представить, что в любой точке существования человек оказывается включенным в многоступенчатую систему регламентации каждого своего действия; его действия ориентированы как на реальное время и пространство, так и на мифологическое время и пространство, а через это - на высшие уровни модели мира. Особо существенно то, что эта система актуальна не только для фольклорных текстов и сохранена не только в них, но, хотя и в трансформированном виде, сопровождает нашу повседневную жизнь. [Т.В.Цивьян, СС по ВМС, (1973), 15-17; 30.2.]

Алфавитный указатель