Мировое дерево (схема)

- "Предполагается рассмотрение разных случаев соотношения между текстом (Т), который с помощью знаковой системы (S) описывает внеположный мир (U) или "разыгрывает" его (как в случае произведений искусства. На примере схемы мирового дерева с учетом предшествующих ей стадий и ее поздних филиаций анализируются разные случаи интероризации U в Т или наоборот, экстериоризация элементов U из Т (или даже самого T в U, т. е. рассмотрение U как текста, в котором использкется S). ... <В периферийной части> ...в первую очередь и осуществляются процессы перераспределения между элементами U и Т (превращение элементов содержательного плана в синтаксические знаки - "грамматикализация", с одной стороны, и введение элементов U в качестве особого ритуального, "зрительного", оценочного плана, с другой стороны). Характерно, что схемы, тяготеющие к превращению в художественные тексты, обнаруживают отчетливую тенденцию к уплотнению своего пространства за счет введения все новых и новых элементов в свою периферийную часть, переработки и перевода их из нее в центр изображения. ... Другой пример уплотнения - создание текстов аккумулирующего типа, которые характеризуются включением элементов предшествующих им во времени или сосуществующих с ними одновременно текстов, причем новый синтетический текст обладает более богатым содержанием по сравнению с легшими в его основу текстами. ... В схеме мирового дерева ритуальные мотивы заполняют обычно периферию изобразительного пространства, композиционно и содержательно легко выделимую и отделимую от того, что помещается в центре. Строго говоря, эта периферийная часть и помещаемые в ней изображения соотнесены с центром совершенно не так, как соотносятся между собой изображения центральной части. Последние обнаруживают несравненно более тесные связи - формальные, композиционные и содержательные (вплоть до сюжетных), предполагающие сеть взаимозависимостей и, следовательно, определенную семантику целого и его частей. Поэтому функция периферии в схемах этого типа - в соединении двух планов: чисто изобразительного (самодовлеющего) и ритуально-оценочного, лежащего в н е самого изображения. В этом смысле периферия образует переход между тем, что составляет суть изображения (некую совокупность объектов, упорядоченных в соответствии с известной концепцией) и тем, кто является потребителем этого изображения, для кого то, что изображено, обладает прагматической функцией (почитание сакрально отмеченных объектов). Тем самым периферия содержит в себе указание на то, что лежит вне изображения и что лишь условно дублируется на периферии изобразительного пространства." [В.Н.Топоров, СС по ВМС, (1973), 91-92; 30.18.]

Алфавитный указатель