- Мировое дерево (схема)
- - "Предполагается рассмотрение разных случаев соотношения между текстом
(Т), который с помощью знаковой системы (S) описывает внеположный мир (U)
или "разыгрывает" его (как в случае произведений искусства. На примере схемы
мирового дерева с учетом предшествующих ей стадий и ее поздних филиаций анализируются
разные случаи интероризации U в Т или наоборот, экстериоризация элементов
U из Т (или даже самого T в U, т. е. рассмотрение U как текста, в котором
использкется S). ... <В периферийной части> ...в первую очередь и осуществляются
процессы перераспределения между элементами U и Т (превращение элементов содержательного
плана в синтаксические знаки - "грамматикализация", с одной стороны, и введение
элементов U в качестве особого ритуального, "зрительного", оценочного плана,
с другой стороны). Характерно, что схемы, тяготеющие к превращению в художественные
тексты, обнаруживают отчетливую тенденцию к уплотнению своего пространства
за счет введения все новых и новых элементов в свою периферийную часть, переработки
и перевода их из нее в центр изображения. ... Другой пример уплотнения - создание
текстов аккумулирующего типа, которые характеризуются включением элементов
предшествующих им во времени или сосуществующих с ними одновременно текстов,
причем новый синтетический текст обладает более богатым содержанием по сравнению
с легшими в его основу текстами. ... В схеме мирового дерева ритуальные мотивы
заполняют обычно периферию изобразительного пространства, композиционно и
содержательно легко выделимую и отделимую от того, что помещается в центре.
Строго говоря, эта периферийная часть и помещаемые в ней изображения соотнесены
с центром совершенно не так, как соотносятся между собой изображения центральной
части. Последние обнаруживают несравненно более тесные связи - формальные,
композиционные и содержательные (вплоть до сюжетных), предполагающие сеть
взаимозависимостей и, следовательно, определенную семантику целого и его частей.
Поэтому функция периферии в схемах этого типа - в соединении двух планов:
чисто изобразительного (самодовлеющего) и ритуально-оценочного, лежащего в
н е самого изображения. В этом смысле периферия образует переход между тем,
что составляет суть изображения (некую совокупность объектов, упорядоченных
в соответствии с известной концепцией) и тем, кто является потребителем этого
изображения, для кого то, что изображено, обладает прагматической функцией
(почитание сакрально отмеченных объектов). Тем самым периферия содержит в
себе указание на то, что лежит вне изображения и что лишь условно дублируется
на периферии изобразительного пространства." [В.Н.Топоров, СС по ВМС, (1973),
91-92; 30.18.]
Алфавитный указатель