Модель культуры I

"1.1 Диахронное (историческое) изучение при анализе материала культуры человечества значительно более необходимо, чем при изучении естественных языков:

1.1.1 Знание структуры более раннего синхронного среза ("предшествующего состояния") языка необходимо для наиболее полной реконструкции современного. . . . Однако само по себе "предшествующее состояние" не является средством передачи информации и не выполняет по отношению к современному языковому коллективу моделирующей функции. . . .

1.1.2. Культура строится иначе: если последний синхронный срез наиболее активен в своей моделирующей функции и по отношению к другим - более ранним срезам выступает в качестве метаязыка, то, тем не менее, "работает" вся система в целом, а не только ее последнее синхронное состояние.

1.1.2.а. Более того: всегда возможно доминантное выдвижение того или иного архаического пласта и обратное использование его в качестве метаязыка для описания последнего синхронного среза культуры.

1.2. Из сказанного вытекает, что модель культуры следует строить не только как иерархию структурных уровней, но и как иерархию хронологически последовательных типов. [Ю.М.Лотман, 2 ШК, (1966), 82-83; 25.24.]

Алфавитный указатель