Модель 2
- "Для сложившегося у нас направления семиотики, в частности, связанного с исследованием текстов литературы и искусства, существенно представление о произведении искусства (и искусства в целом) как модели. При этом имеется в виду понятие более широкое, чем то, которым пользуются, например, в структурной лингвистике, когда говорят о модели построения какого-либо объекта. В этом последнем случае речь идет о создании теоретической схемы (или соответствующего ей инженерного устройства, например, кибернетического), которая воспроизводит некоторые существенные стороны объекта. Так, под моделью языка имеются в виду некоторые правила, которые вместе со словарем (морфем, корней или слов) дают возможность строить некоторые из совокупностей высказываний, порождаемые и понимаемые говорящим на естественном языке. Вычислительная машина, в которую введены соответствующие правила, могла бы рассматриваться как действующая (или инженерная) модель языка (на создание этой модели были в последние десятилетия направлены усилия многих лингвистов). При этом не предполагается, что модель языка (или любого другого объекта, например, человеческого мозга или коллектива), которая строится наукой, должна отражать все особенности изучаемого объекта. Наоборот, ученые при построении каждой данной модели сознательно себя ограничивают, считая, что в модели могут отражаться лишь некоторые стороны объекта, другие же его черты, с данной точки зрения несущественные, сознательно отбрасываются (прямой перенос подобных взглядов на понимание литературы вел бы к ориентации прежде всего на изображение в ней некоторых типов).
Семиотика рассматривает научные (в частности, лингвистические и кибернетические) модели как частный случай знаковых (семиотических) моделей. В этом частном случае (приобретшем особую роль благодоря успехам современных естественных наук и техники, но остающемся все еще лишь небольшой частью духовной культуры человечества) знаковые модели существенно ограничены ("вырождены"), за счет чего достигается их техническая эффективность. Большинство других знаковых моделей, используемых человечеством (в естественном языке, в мифологиях и ритуалах, в мировых религиях "осевого времени", философии, в литературе и искусстве), не знают таких ограничений. ... По-видимому, человек не может пользоваться ограниченными (вырожденными) знаковыми моделями, поэтому и сохранение развитие в принципе неограниченных знаковых моделей, как искусство и литература, оказывается для него жизненно важным. . . . Знаковая модель (здесь и далее речь буде идти о невырожденных знаковых моделях) представляет собой картину мира в целом, включая и субъекта, создающего эту модель, как лирическое стихотворение обычно содержит в себе образ поэта или как художник начала Возрождения писал себя самого в углу картины, а Феллини изображает самого себя в "Риме" ("Roma") или "Клоунах" ("I Clowns"). При этом конкретное содержание (или предметная область) данного конкретного произведения может быть узко ограниченным, но оно допускает множество интерпретаций благодаря принципиальной многозначности (многоплановости или метафоричности) искусства, как и других невырожденных систем знаков." (См. МЕТАМОДЕЛЬ) [Вяч.Вс.Иванов, XIV, (1981), 20-21; 14.2.]