Модель в искусстве

- "Не стремясь исчерпать всех сторон сложной проблемы "искусство и модель", остановимся лишь на некоторых. . . .

Первое: . . . Созданию научной модели предшествует аналитический акт. Модель в искусстве строится иначе: художник имеет синтетическое представление о целостности воспроизводимого объекта и именно эту целостность и моделирует.

Второе: Воссоздание целостности объекта в искусстве неизбежно приводит к тому, что сам этот объект, структурное изучение которого средствами науки еще вообще, может быть, невозможно, предстает как имеющий определенную структуру. Создавая свое произведение, художник творит его по определенному структурному плану, который, в силу аналогии между целостностью объекта и воспроизведения, воспринимается как структура объекта. . . .

Третье: При воссоздании объекта в художественной модели мы имеем дело с заранее нетождественными структурами. . . . Так, неподвижное, неживое изображение воспринимается как модель подвижного, живого объекта и, более того, - модель подвижности, жизни. . . . Поскольку модели в искусстве не предшествует полный анализ природы элементов и их структуры, замененный аналогией по сходству, модель в искусстве, с одной стороны, не поддается такому однозначному логическому истолкованию, допуская гораздо большую диффузность различительных признаков. С другой стороны, модель в искусстве именно в силу этой диффузности позволяет производить гораздо более широкий круг умственных экспериментов и таит гораздо более широкие возможности непредвиденных открытий, чем научная модель.

Четвертое: . . . Если обычная научная модель есть нечто самодовлеющее, отдельное, включенное лишь в связь по аналогии с объектом, то модель в искусстве (произведение искусства) - лишь элемент более сложной структуры, существующей только в отношении к таким понятиям, как "модель мира" и "модель авторской личности" - мировоззрение в наиболее широком смысле этого понятия.

Пятое: Из предшествующего следует: воссоздавая объект в модели (произведении искусства), автор неизбежно строит эту модель по структуре своего мировоззрения и мироощущения (своего социально-детерминированного "я"), и произведение искусства является одновременно моделью двух объектов - явления действительности и личности автора.

Шестое: Между моделью (произведением искусства) и личностью автора существует двусторонняя обратная связь. Автор формирует модель по структуре своего сознания, но и модель, соотнесенная с объектом действительности, навязывает свою структуру авторскому самосознанию ("действительность влияет на художника").

Седьмое: Поскольку искусство имеет знаково-коммуникативную природу, художник доносит свою моделирующую систему до сознания аудитории. Из этого следует, что художник не только разъясняет действительность как определенную структуру (познавательная роль искусства), но и сообщает, навязывает аудитории (если ему удается ее "убедить") свою структуру сознания, делая структуру своего "я" структурой "я" читателя. На этом основана социальная, агитационная природа искусства.

Восьмое. . . . Неумело, плохо выполненная научная модель просто не выполняет своей функции - она не аналогична объекту. Плохо выполненная модель в искусстве, выпадая из задуманной автором структуры идей, неизбежно несет другое представление о структуре авторского "я", ибо не моделировать образа автора, его мировоззрения искусство не может. . . . Неумелое, неадекватное моделирование неизбежно сделает структуру носительницей своих идей (в сфере искусства нет моделей вне идей), вопреки любым авторским декларациям

Девятое: . . . Произведение искусства, являясь моделью определенного объекта, всегда остается воспроизведением единичного, но помещаемого в нашем сознании в ряд не конкретно-индивидуальных, а обобщенно-абстрактных понятий. С а м а к о н к р е т н о с т ь п о л у ч а е т х а р а к т е р в с е о б щ н о с т и. . . .

Десятое: Из сказанного ясно, что модель в искусстве отличается обязательным качеством наглядности (впрочем, это свойство присуще очень широкому классу моделей). Спецификой искусства будет не только высокая значимость этой наглядности, но и особый ее характер. Здесь необходимо остановиться на том, какое значение в художественных моделях приобретает та форма познания, которая основывается не на логическом рассуждении, а на очевидности истины." (См. ЗНАК В ИСКУССТВЕ) [Ю.М.Лотман, I, (1964), 32-36; 1.0.]

Алфавитный указатель