Мы будем называть мотивом всякую г р у п п у элементов первого членения в музыкальном тексте, которая:
i. имеет р е п р о д у к ц и и в данном тексте, п р я м ы е и л и в а р ь и р о в а н н ы е по определенным правилам;
ii. употребляется в различных сочетаниях с другими группами подобного рода, то есть имеет о т к р ы т у ю д и с т р и б у ц и ю;
iii. хотя бы в некоторых случаях употребления не входит в состав единиц, отвечающих условиям i и ii и при этом граничит с такими единицами;
iV. не расчлиняется без остатка на единицы, которые сами являются мотивами (т.е. удовлетворяют условиям i и ii);
V обычно имеет хотя бы однажды в тексте относительно изолированную позицию, в которой ограничивается от дальнейшего текста либо паузами, либо повторениями самой себя. . . .
Если соотношение формы двух единиц в тексте является регулярным, то есть существует хотя бы одна пара, обнаруживающая аналогичные соотношения, то данные единицы являются вариантами мотива. Иначе говоря, варианты мотивов - это не просто похожие феномены, но такие, соотношение которых определяется правилами, действующими в данном языке. ... В ряду вариантов одного мотива можно выделить с в о б о д н ы е и п о з и ц и о н н ы е в а р и а н т ы" [Б.М.Гаспаров, VIII, (1977), 122-125; 8.7.]