"Музыкальный язык является, подобно другим языковым системам, организацией
такого рода, представление которой в виде иерархической системы обладает большей
объяснительной силой, чем простое таксономическое описание. Вследствие этого
принимается, что наблюдаемые нами музыкальные тексты составляют "музыкальную
речь", являющуюся реализацией, порождением некоторой идеальной (не наблюдаемой
непосредственно) системы - музыкального "языка". ... Разъяснения требует,
во-первых, само понятие "музыкальный язык" (и соответственно "музыкальная
речь"). Под первым понимается система, реализующаяся отнюдь не только в художественных
текстах, сокращающих некоторые закономерности построения. Говоря. например,
"язык произведений Бетховена", мы имеем в виду систему, порождающую не только
эти произведения, но и всякие тексты, сохраняющие закономерности, которые
свойственны произведениям Бетховена. . . . Музыкальная речь при таком понимании
оказывается незамкнутой, то есть состоит из бесконечного множества текстов.
.
. . Далее, важным для нас оказывается понятие стиля. Это понятие можно
определить как множество текстов, относительно которых постулируется, что
они представляют собой реализацию одной системы. С другой стороны. Относительно
разных стилей принимается, что они реализуют различные системы. .
. . Строение музыкальной системы представляется в виде иерархии уровней.
Так, по-видимому, можно выделить уровень отдельных звуков, уровень звукосочетаний,
гармонический уровень (уровень аккордов), уровень (или ряд уровней) формального
членения. В пределах одного уровня находятся единицы одного порядка - звуки,
сочетания звуков, аккорды, различные разделы формы. Модель каждого уровня,
по-видимому, должна порождать тексты, правильные с точки зрения этого уровня."
[Б.М.Гаспаров, IV, (1969), 174-175; 4.10.]