- Музыкальная сигнификация
- - "Дан МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗНАК (мотив) М, появление
которого сопровождается словесным текстом А. Таким образом, устанавливается
соотношение: М<А В этом первичном процессе еще нет схемы: мотив непосредственно
апеллирует к своему денотату. Однако специфика мотива состоит в том, что он
обязательно п о в т о р я е т с я. <Далее рассматривается> , какие основные
случаи при этом возникают. 1. Повторяется М., но уже без словесного сопровождеия.
В этом случае возникает эффект "напоминания" об А. А отсутствует, но М выступает
в качестве знака А. Здесь уже возникает эффект сигнификации, так как знание
М (его с и г н и ф и к а т) не совпадает с д е н о т а т о м, а содержит дополнительную
информацию - у к а з а н и е, "отсылку" к А. Мы можем поэтому обозначить значение
М через a. В данном случае a - это денотат; ... 2. М повторяется в сопровождении
другого словесного текста В. Устанавливается новая связь М<В, однако, она
воспринимается на фоне уже имеющейся связи М<А. В итоге получаемая нами информация
уже не ограничивется простой апелляцией к денотату В, но содержит "отсылку"
к А на с в я з ь между А и В; ... 3. М повторяется в сопровождении текста
N, который не с о г л а с у е т с я с предшествующей интерпретацией (через
А). Происходит н е г а т и в н а я и н т е р п р е т а ц и я: мотив получает
осмысление вопреки тексту ("не N, а А"): текст N приобретает дезавурирующую
функцию; ... 4. Наконец, возможно, что все повторения мотива М окажутся связаны
с одним и тем же текстом А (например, в песенных рефренах). Этот наиболее
элементарный случай в то же время наиболее труден для объяснения, так как
сигнификативный эффект здесь менее очевиден. Однако заметим, что при этом
мотив попадает каждый раз в иное окружение. Это вызывает при каждом введении
новую а к т у а л и з а ц и ю мотива. При этом смена мотивов не совпадает
полностью со сменой частей текста. ... Итак, дейксис, метафоризация, дезавуирование
и актуализация являются основными механизмами сигнификации, посредством которых
музыкальный знак получает собственное структурное значение, отличающееся от
простой информации о денотате." (См. МОТИВ В МУЗЫКЕ,
МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ТЕКСТ) [Б.М.Гаспаров, VIII, (1977), 127-129; 8.7.]
Алфавитный указатель