Музыкальный текст

- "состоит не из отдельных знаков, а из различных комбинаций знаков. Наиболее очевидный случай - с и н т а г м а т и ч е с к и е отношения мотивов, их соединение в тексте. Спецификой музыкальной речи является то, что синтагматические отношения оказываются не обязательно л и н е й н ы м и (возможно нелинейное полифоническое соединение), что резко увеличивает возможности синтагматики по сравнению с естественным языком. Это большее богатство синтагматических связей по сравнению со словесным текстом (и, шире, вообще всякие отличия мотивной синтагматики от словесной) генерирует дополнительную сигнификацию посредством установления синтагматических ассоциаций между денотатами, которые отсутствуют в словесном тексте. ... Другой тип отношений между мотивами - п а р а д и г м а т и ч е с к и е отношения. Отдельные мотивы могут обнаруживать ч а с т и ч н о е с х о д с т в о между собой (хотя и недостаточное для признания их вариантами одной единицы). Родство мотивов генерирует ассоциацию их значений и тем самым - дополнительную сигнификацию." (См. МОТИВ В МУЗЫКЕ, МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗНАК) [Б.М.Гаспаров VIII (1977), 130; 8.7.]

Алфавитный указатель