- "Музыкальный <знак> S не детерминируется денотатом. Что касается музыкального
D, то о нем можно говорить лишь в той мере, в какой свойства тех или иных
музыкальных элементов соотнесены с внемузыкальными реакциями. Данные реакции
составляют м и р д е н о т а т о в как и с х о д н ы й м а т е р и а л музыки,
подобно предметам, изображаемым на картине или экране. В последнем случае.
однако, мы "знаем" D предварительно и выбираем S в соответствии с данным D
- иначе говоря, S ассоциируется с D. В первом же случае - возникает противоположное
соотношение: существует знаковая система с ее материальными манифестациями,
синтаксическими правилами и т.д., а D возникает как некоторая ассоциативная
реакция на данную систему, то есть D ассоциируется с S. Таким образом, в музыке
D формируется только через его ассоциации с S и не существует автономно; именно
это обстоятельство является причиной неопределенности семантики музыкального
знака и трудности ее репрезентации в терминах других знаковых систем (вербальной,
визуальной и т. д.). Поэтому основным типом музыкального знака является детерминирующий
знак (D ▐ S), формирующий свой D по ассоциациям с S. В зависимости от характера
данный ассоциаций можно выделить два основных случая. ... [1.] И к о н и ч
е с к и д е т е р м и н и р у ю щ и й з н а к (Ic ), в котором D складывается
как "метафора" S (в противоположность случаю (Ic ), имеющему место, например,
в предметной живописи). [2.] Из сказанного вытекает также возможность существования
д е т е р м и н и р у ю щ е г о и н д е к с а (Ind ), в котором D выступает
как "метонимия" по отношению к S. .
. . Музыкальный знак, связанный со словом, никогда не является с и м в о л
о м в чистом виде, как знак естественного языка, - то есть не характеризуется
полностью а р б и т р а р н ы м характером связи между его сигнификатором и
сигнификатом. Связь со словом (по природе своей символическая) у музыкального
знака всегда сопровождается некоторыми иконическими и индексными ассоциациями,
выступающими помимо словарного текста. Формирование данных ассоциаций, с одной
стороны, и установление их связей со словесным текстом, с другой, составляет
содержание п е р в и ч н о й с и г н и ф и к а ц и и уже при экспонировании
знака." (См. МУЗЫКАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА, МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ТЕКСТ) [Б.М.Гаспаров, VIII, (1977), 131-132; 8.7.]