Научная vs. художественная модель

"Ученый создает модель на основании гипотезы, художник - гипотезу на основании модели. Он моделирует непонятный (или не до конца понятный) объект.

Модель такого типа не может быть жестко детерминированной. Она неизбежно должна быть более гибкой, чем любая теоретическая модель. . . .

Из этого вытекает существенная особенность произведения искусства как модели. Научная модель воссоздает в наглядной форме систему объекта. Она моделирует "язык" изучаемой системы. Художественная модель воссоздает "речь" объекта. Однако по отношению к той действительности, которая осознается в свете уже усвоенной художественной модели, эта модель выступает как язык, дискретно организующий новые представления (речь). . . .

В научной модели . . . случайные элементы просто снимались бы как несущественные. В художественной модели реализуемый в ней язык, художественно презумпированный (язык стиля, направления), вступает в соотношение не только с естественным языком ("русский язык", "французский язык" в литературе, язык естественных зрительных образов в живописи), но и с тем языком, который предстоит реконструировать на основании речевой данности предлагаемого художественного текста (модели). Причем элемент "случайный", чисто речевой в одной системе может оказаться принадлежащим языку в другой. На этом строится, например, суггестивная значительность деталей - характерная черта нового и новейшего искусства. . . .

Художественные модели представляют собой единственное в своем роде соединение научной и игровой модели, организуя интеллект и поведение одновременно. Игра выступает по сравнению с искусством как б е с с о д е р ж а т е л ь н а я, наука - как б е з д е й с т в е н н а я." (См. ИГРА, ИСКУССТВО, МОДЕЛЬ I, МОДЕЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА) [Ю.М.Лотман III, (1967), 143-145, 3.13]

Алфавитный указатель