Любое художественное сообщение содержит как операциональную, так и эстетическую информацию, причем первая выступает по отношению ко второй, воплощающей в данном случае основную часть семантики сообщения, как ограничивающий (синаксический) фактор. Иными словами синтактика художественного текста отражает структуру устойчивых логических связей между отдельными эстетическими представлениями и комплексами таких представлений, образующих сложную иерархию.
Некоторые сочетания знаков, несущих эстетическую информацию при достаточно частом повторении утрачивают свое первоначальное семантическое значение и "затвердевают" как часть синтаксической структуры, тогда как исходные синтаксические связи постепенно отходят на задний план, сохраняясь лишь в качестве наиболее общих ограничений (признаков), присущих своему жанру или целой группе жанров.
Одновременно происходит обособление элементов эстетического ряда в относительно автономную систему знаков (имеющую свою собственную синтактику, семантику и прагматику), что соответствует эмансипации искусства от задач непосредственно материального производства.
По мере социально-исторического развития человечества различные типы поведения, преследующие производственные цели, получали чисто операционную (логическую) формулировку и переходили из сферы искусства в сферу технологии и научного знания. Объектами художественного моделирования становились все более сложные формы поведения, связанные с индивидуальными и коллективными переживаниями новых жизненных ситуаций и стремлением к новым целям." [Л.Б.Переверзев 1 Шк, (1964), 66-67; 24.23.]