Парадигматический vs. синтагматический тип культуры

- "1.1. Как нам уже приходилось высказывать предположение, в случае, если рассматривать культуру как текст, то окажется возможным выделить два типа ее внутренней организации: а) Парадигматический - вся картина мира представляется как некоторая вневременная парадигма, элементы которой располагаются на разных уровнях, представляя собой различные варианты некоторого единого инвариантного значения. ... б) Синтагматический - картина мира представляет собой п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь располагающихся на одном уровне, в единой временной плоскости разных элементов, получающих значение во взаимном отношении друг к другу. ...

2.0. Парадигматическая модель мира строится как иерархия семантических уровней, определенным образом ориентированных ("верх - низ" при линейной ориентации, "внешнее - внутреннее" при концентрической), причем каждый пласт выступает как выражение для следующего, расположенного ближе к семантической основе и содержание для ближайшего в противоположном направлении. ... Таким образом: а) В с е представляется и м е ю щ и м з н а ч е н и е. Каждый уровень, что бы он в себе ни заключал - неодушевленную природу, материальные творения рук человеческих или пришедшую из глубины веков легенду - есть т е к с т, а знание - это умение чтения. ... б) Разные уровни значений взаимно изоморфны. Поэтому, с одной стороны, принципиально в с е рассматривается как текст, подлежащий дешифровке, с другой, один и тот же текст может дешифровываться на разных уровнях. ...

3.0. Изоморфизм уровней имеет следствием то, что все многообразие различных качеств приобретает характер разных количественных степеней одного качества. Такое иерархическое и парадигматическое построение составляет основу для сведения элементов одного уровня к некоторому элементарному набору, а других уровней - к количественному их варьированию. Поэтому отношение какого-либо понятия к соответствующему семантическому элементу другого уровня наиболее органично выражается числом. И м е н н о п а р а д и г м а т и ч е с к а я с т р у к т у р а с т р у к т у р а к у л ь т у р ы б л а г о п р и я т с т в у е т п р е в р а щ е н и ю ч и с л а и з э л е м е н т а к у л ь т у р ы в е е у н и в е р с а л ь н ы й с и м в о л. ...

4.0. Парадигматическое и синтагматическое построения текста культуры противостоят друг другу как замкнутое незамкнутому. Не следует думать, что второй тип имеет полностью нечисловой характер. Однако в нем актуализируются другие аспекты числа (ср., например, значение понятия бесконечности при выработке принципа историзма.) Культурная роль числа актуализируется в парадигматических типах в связи с идеей изоморфизма, а в синтагматических - порядка, ряда. В первом случае выделяется символическое значение чисел, во втором - последовательность. Соответственно, модель мира получает преимущественно пространственное или временное значение." [Ю.М.Лотман, 3 ШК, (1968), 103-104, 106-107, 109; 26.26./ Ю.М.Лотман, Статьи 1, (1970), 58-63; 28.0.]

Алфавитный указатель