Парадигма предложения

- "Очевидно, можно рассматривать парадигму предложения как ряд вариантов, возникающих перед говорящим при грамматическом оформлении предложения. Определенный тип предложения допускает варьирование некоторых категорий, оформляющих это предложение. Такие категории мы будем называть свободными - в отличие от связанных категорий, состояние которых в предложении не зависит от воли говорящего, а определяется автоматически. Чаще всего в роли свободных оказываются категории наклонения и времени, однако во многих случаях оформление предложения оказывается альтернативным с точки зрения категорий вида, лица, числа, рода, иногда - падежа. Думается, что все варианты предложения по его свободным категориям нужно рассматривать в качестве членов парадигмы. При этом, подобно тому, как структура парадигмы слова определит его принадлежность к определенному классу, так и парадигма предложения должна быть положена в основу их классификации. (См. "СВЕРХФРАЗОВЫЕ" ЕДИНСТВА) [Б.М.Гаспаров, 3 ШК, (1968), 64; 26.17.]

Алфавитный указатель