- Парадигма предложения
- - "Очевидно, можно рассматривать парадигму предложения как ряд вариантов,
возникающих перед говорящим при грамматическом оформлении предложения. Определенный
тип предложения допускает варьирование некоторых категорий, оформляющих это
предложение. Такие категории мы будем называть свободными - в отличие от связанных
категорий, состояние которых в предложении не зависит от воли говорящего,
а определяется автоматически. Чаще всего в роли свободных оказываются категории
наклонения и времени, однако во многих случаях оформление предложения оказывается
альтернативным с точки зрения категорий вида, лица, числа, рода, иногда -
падежа. Думается, что все варианты предложения по его свободным категориям
нужно рассматривать в качестве членов парадигмы. При этом, подобно тому, как
структура парадигмы слова определит его принадлежность к определенному классу,
так и парадигма предложения должна быть положена в основу их классификации.
(См. "СВЕРХФРАЗОВЫЕ" ЕДИНСТВА) [Б.М.Гаспаров, 3 ШК,
(1968), 64; 26.17.]
Алфавитный указатель