- Параллелизм
- - "Параллелизм представляет собой двучлен, в котором одна его часть познается
через вторую, которая выступает в отношении первой как модель: она не тождественна
ей, но и не отделена от нее. Она находится в состоянии аналогии - имеет общие
черты, именно те, которые выделяются для познания в первом члене. Помня, что
первый и второй члены не идентичны, мы приравниваем их в каком-либо определенном
отношении и по свойствам и поведению второго члена параллели судим о первом.
Таков, например, параллелизм: Взойди, взойди, солнце, взойди выше лесу, Приди,
приди, братец, ко сестрице в гости. . . Устанавливается аналогия между действиями
солнца и брата ("взойди, взойди" - "приди, приди"), а образ солнца выступает
как модель наполнения понятия "братец". Солнце воспринимается как нечто известное
- понятие "братец" моделируется по аналогии с ним. Однако имеет место и другой,
более сложный случай параллелизма, когда обе части двучлена взаимно моделируют
друг друга, выделяя в каждой из них нечто аналогичное другой. "Грустен и весел
вхожу, ваятель, в твою мастерскую. . ." Краткие прилагательные "грустен" и
"весел" находятся в одинаковой синтаксической позиции, выражены теми же самыми
грамматическими формами. Между ними устанавливается отношение параллелизма,
которое не дает возможности понять текст (в нехудожественном тексте это было
бы возможно) как указание на сосуществование в сознании автора двух различных
и не связанных между собой душевных настроений. В художественном тексте оба
члена воспринимаются как взаимно-аналогичные. Понятия "грустен" и "весел"
составляют взаимосоотнесенную сложную структуру. Там, где мы будем иметь дело
с параллелизмом на уровне слов и словосочетаний, между членом-объектом и членом-моделью
будут возникать отношения тропа, ибо так называемое "переносное значение"
и есть установление аналогии между двумя понятиями. Так рождается та "образность",
которая традиционно считается основным свойством поэзии, но, как мы видели,
эта "образность" - лишь проявления более общей закономерности в сравнительно
ограниченной сфере. На самом деле следовало бы сказать, что поэзия - это структура,
все элементы которой находятся между собой в состоянии параллелизма и, следовательно,
несут определенную смысловую нагрузку" (См. РИФМА)
[Ю.М.Лотман, I, (1964), 89-90; 1.0.]
- Алфавитный указатель