Поэтический мир автора есть прежде всего смысловой инвариант его произведений. ... Структура произведения допускает расчленение на (а) тему и (б) различные этапы вывода "тема - текст". Естественно, что в самом общем случае смысловым инвариантном окажется постоянная тема (темы) - как наиболее абстрактная семантическая величина (если нет смысловой инвариантности на более абстрактном уровне, то ей неоткуда появиться на более конкретных уровнях). ...
Не менее распространены такие случаи, когда инвариантность не ограничивается уровнем темы, но захватывает и процесс ее перевода в текст. Тогда инвариантными для ряда произведений оказываются, помимо темы, также некоторые комбинации функций, возникающие на пути темы к конкретному тексту, то есть целые сюжетные конструкции (архисюжеты), архиперсонажи, архипредметы и т. д. ...
Для отдельных писателей характерна повторяемость не только глубинных элементов, но и конкретных реалий. . . .
Очевидна интуитивная желательность включения подобных постоянных предметов в картину поэтического мира автора. Это кажущееся противоречие вполне устранимо, если учесть, что в качестве инвариантных фигурируют по-прежнему функции и их сочетания, но в одних случаях они допускают достаточно большое множество реализаций, а в других случаях - лишь одну-две реализации. . .
Теоретически инвариантность констатируется относительно абстрактных элементов (функций), но практически речь может идти о конкретных предметах. Описывая мир автора, можно для кратости вместо пучков функций говорить о соответствующих им предметах. Однако такое использование конкретных предметов в качестве инструментов описания мира должно обеспечиваться аппаратом функций, возводящим эти предметы к инвариантным темам, образующим поэтический мир данного автора. " [А.К.Жолковский, Ю.К.Щеглов, VII, (1975), 160-162, 164-166; 7.11.]