"Процесс порождения" не следует отождествлять с индивидуальным творческим актом того или иного поэта. Между ними такая же разница, как между теоретической моделью порождения фразы и реальным говорением. . . .
Если, описывая структуру текста как синхронно-стабилизированную систему, мы можем представить ее в виде суммы правил, ограничивающих некоторый набор возможностей, то, анализируя черновики, исследователть получает п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь введения тех или иных ограничений. Анализ вариантов текста, расположенных в порядке возникновения их под пером автора, также может вестись с двух точек зрения и, соответственно, достигать двояких результатов.
С одной точки зрения, все возникающие в ходе работы поэта варианты будут рассматриваться как некая единая парадигма, из которой совершается выбор окончательного текста. С другой - варианты будут располагаться как иерархия, а каждый "шаг" в создании текста, переход от одного пласта к другому - как результат введения новых ограничивающих правил. В первом случае, выделив текстовые пласты и установив их последовательность, мы можем их рассматривать как тексты одного уровня. Тогда перед нами раскроется э в о л ю ц и я различных типов ограничений одного и того же уровня. Во втором последовательность снимаемых с листа рукописи типологических пластов можно рассматривать как иерархию текстов разных уровней, в каждом из которых наиболее значимыми окажутся запреты разной иерархической ценности. С точки зрения правил, функционирующих в момент создания данного текстового пласта, он и все за ним хронологически последующие выступают как равноценные. Однако, включение какого-либо нового ограничивающего правила устанавливает неравноценность данного пласта и следующего за ним, запрещает созданный текст (он перестает восприниматься как "правильный") и определяет переход к следующему. . . .
Таким образом, текстолог будет все время иметь дело не только с теми или иными вариантами, а с последовательностью п е р е х о д о в от одного варианта к другому. Перед ним будут каждый раз находиться д в а варианта. Если текст В наделен признаком, исключающим А, то он выступит по отношению к нему как итог движения. Такой текст мы будем называть текстом-интенцией. Текст-интенция - это некоторая идеальная модель, которая, вступая в противоречие с закрепленным на бумаге вариантом, определяет отказ от него писателя. В момент, когда текст-интенция совпадает с реальным, движение прекращается, возникает окончательный вариант" [Ю.М.Лотман, IV, (1969), 206-208; 4.11.]