Прием

"Структурный подход к литературному произведению подразумевает, что тот или иной "прием" рассматривается не как материальная данность, а как функция с двумя, или чаще многими, образующими. Художественный эффект "приема" - всегда отношение, например, отношение текста к ожиданию читателя, эстетическим нормам эпохи, привычным сюжетным и иным штампам, жанровым закономерностям. Вне этих связей художественный эффект просто не существует. Любое перечисление приемов ничего нам не даст (равно как и рассмотрение "приема" вообще, вне текста как органического единства), поскольку, входя в различные структуры целого, один и тот же материальный элемент текста неизбежно приобретает различный, порой противоположный, смысл. Особенно наглядно проявляется это при использовании отрицательных приемов, "минус-приемов". ...

Cуществует принципиальное различие между отсутствием рифмы в стихе, еще не подразумевающем возможности ее существования (например, античная поэзия, русский былинный стих и т.п.), или уже окончательно от нее отказавшемся, так что отсутствие рифмы входит в читательское ожидание, в эстетическую норму этого вида искусства (например, современный vers libre), с одной стороны, и стихом, включающем рифму в число характернейших признаков поэтического текста - с другой. В первом случае, отсутствие рифмы не является художественно значимым элементом, во втором, отсутствие рифмы есть присутствие не-рифмы, минус-рифма. " (См. ТЕКСТ II) [Ю.М.Лотман, I, (1964), 51; 1.0.]

Алфавитный указатель