Принцип сказочного баланса

"Все - от системы оппозиций, организующих сказочный мир, до структуры каждого эпизода, обязательно включающего в себя акцию и реакцию - распадается на два парных элемента, имеющих, так сказать, противоположные знаки. Есть основания полагать, что эта закономерность имеет более глубокое внутреннее обоснование и может рассматриваться как одно из проявлений общего организующего принципа, стоящего в известном смысле над сюжетным инвариантом сказки, над ее динамической структурой вообще, над статической картиной мира. Случаи же его нарушения воспринимаются как вторжение чужеродных образований и рождают эффект перехода к другим жанрам. Этот принцип можно определить как п р и н ц и п с к а з о ч н о г о б а л а н с а. Именно его универсальность позволяет проиллюстрировать механизм его действия почти на каждо отдельно взятом примере.

Одно из наиболее общих и существенных проявлений принципа сказочного баланса - гармонизирующая направленность сказки, возможно, унаследованная ею от мифа с тем, пожалуй, отличием, что гармонизация здесь распространяется в основном на личную биографию героя, только через которую она и влияет на все окружающее, тогда как в мифе - в соответствии с общим его пафосом - эта гармонизация имеет глобальный, всеобщий (космогонический, социальный) характер.

Сказочное действие направлено к установлению личного благополучия героя, его нормального статуса - к получению царевны и полцарства. Собственно говоря, герой почти всегда отмечен определенной ущербностью (он - либо младший брат, либо сирота, либо дурак, либо бедняк), которая иногда субъективно совпадает с исходной недостачей или бедой, являющейся завязкой сказочного сюжета. С этой точки зрения в сказке действует принцип обязательной компенсации обездоленного, причем подобная компенсация находится в соответствии с самой ущербностью в ее количественном или еачественном выражении." [Е.М.Мелетинский, С.Ю.Неклюдов, Е.С.Новик, Д.М.Сегал, IV, (1969), 126-127, 4.5.]

Алфавитный указатель